Блог портала New Author

Темные стороны психолингвистики (критика)

Аватар пользователя Неистовый сикамбр
Рейтинг:
9



Анализ произведения Е.Хазанова "В одной цепи..."


В одной цепи, суставом за сустав,
Тугой и гибкий, словно позвоночник,
Бежал по рельсам поезд-полуночник,
Стремился в свой конечный путь состав.


В пустой тоннель входил, как в паз засов,
Гудком надсадным в стены упирался,
И этот жуткий первобытный рёв
Под сердцем гулким эхом отдавался.


…А я баюкал расставанья боль,
Оконце поколупывал незряче,
Где в черноте холодный лес маячил,
И колотил о сосны дождь рябой.


В гортани зрела речь, а я молчал.
Куда я, за каким попутным ветром?
…А поезд в лес вонзался, поезд мчал,
Отстукивал минуты, километры.


Кто я ему?
Случайный пассажир,
Пустой балласт, обыденная ноша.
Я влез в его вагон незван-непрошен
И, значит, для него я был чужим.


Я рад, что жизнь его полна хлопот,
А я, как в мире этом, здесь случаен,
Меня никто не ждёт — его встречают,
Мне — в Никуда,
Ну а ему — в ДЕПО.


Е. Хазанов

Весьма непопулярно мое воззрение, которым я хочу поделиться с вами, уважаемые поэты. Но даже не питая надежды на взаимопонимание, думаю, будет полезным любому автору пройтись по цепочке рассуждений вашего покорного слуги и ощутить всю глупость ситуации в которую так часто попадают рецензии легковерных чтецов, к коим иногда и я присоединяюсь пребывая в состоянии эйфории или апатии. Потому, я предлагаю вашему вниманию критический отзыв, конечный вариант которого диаметрально противоположен изначальному. Так получилось, что я прожил некоторую часть жизни с этим произведением, и всякий раз читая его, открывал для себя новые качества, в конечном счете, почувствовав некоторое разочарование.

Прочитав впервые этот стих, я был сражен его психоделикой и его уникальной образностью. Более того, в памяти возникла картина прошлого, где я, также находясь в купе´, упершись в окно «баюкал расставанья боль».

Спустя время, перечитывая заново этот стих, углубившись в него по самое «не хочу», в моей голове завелся маленький психолингвистический тараканчик. Поводом для его появления послужили эти строки:


«…А я баюкал расставанья боль,

Оконце поколупывал незряче,

Где в черноте холодный лес маячил,

И колотил о сосны дождь рябой»


Вспоминая аналогичное расположение духа, я понимал, что в этом отрывке была попытка передать состояние глубокого погружения в себя. Фраза: «Оконце поколупывал незряче» отражает внутренние обстоятельства, когда думаешь о чем-то важном, уткнувшись (допустим) в телевизор, и выходя из этого состояния осознаешь, что ничегошеньки не видел из того, что в это время транслировалось по телеэкрану. Бывает, что ручка или карандаш в руке, как бы сам по себе рисует на бумаге всякие фигуры или узоры, но глаза не видят их, эти намалеванные рисунки определяются сознанием лишь после «выхода».

«В гортани зрела речь, а я молчал» — эта строка, еще более усиливают картину психологической отрешенности от окружающей обстановки и показывают акцентирование мыслей ГГ на какую-то очень важную жизненную ситуацию. Т.е. главный герой пребывает отделенным от внешнего мира, как принято говорить — находится в нирване, которая является следствием стрессовой ситуации от расставания с человеком самым-самым…

Тогда, вопрос!

Можно ли, с точки зрения, лексической логики и психолингвистики оправдать дальнейшие строки:


«Где в черноте холодный лес маячил,

И колотил о сосны дождь рябой»?


Получается двоякая ситуация. С одной стороны, ставится под вопрос правдивость передачи состояния, типа: — Как же так? Автор старался показать всю глубину погружения в себя, и вот те на — перечеркивает её подробностями, которые можно заметить лишь в обстоятельствах относительно беззаботного созерцания. С другой стороны, оправданием автору, который, между прочим, является режиссером, может послужить прием сравнимый с переключением кинокамеры с одного объекта на другой, в данном случае с погруженного в собственные думы главного героя на окно вагона. Таким образом, герой произведения может и не видеть, что происходит за оконным стеклом, а ТАМ лес, дождь и т.п. Я могу согласиться с таким приёмом в поэзии, и это было бы весьма эффектно, если бы не лексическая форма, в которой слово «Где» способствует не переключению вида, а дезорганизации лексического строя стихотворения, именно того строя, который создает картину психологического состояния ГГ.

Если говорить о переводе «поэтической камеры» с одного объекта на другой, то предлагаю сравнить два варианта этого перевода:


«…А я баюкал расставанья боль,

Оконце поколупывал незряче,

Где в черноте холодный лес маячил,

И колотил о сосны дождь рябой»


«…А я баюкал расставанья боль,

Оконце поколупывал незряче,

А за стеклом холодный лес маячил,

И колотил о сосны дождь рябой»


Если первый вариант объединяет ВСЁ в главном герое, то второй резко отделяет его от окружающей обстановки. Вот так и получается, что маленькое словцо «где» может сыграть не очень то хорошую роль в формировании читателем атмосферы так усердно создаваемой автором.

Казалось бы, какая мелочь, это же сущая ерунда мимо которой можно пройти и не обратить внимания ведь в целом…Но на этом, маленькие приключения маленьких слов не заканчиваются! Перечитав в третий раз произведение, я наткнулся на еще одно маленькое слово, задающее направление всему произведению. И оно находится в самом начале.


В одной цепи, суставом за сустав,

Тугой и гибкий, словно позвоночник,

Бежал по рельсам поезд-полуночник,

Стремился в свой конечный путь состав.


В чем состоит разница между «конечным путем» и «конечным пунктом»? Наверняка внимательный читатель воспримет этот катрен, как начало описания катастрофы пассажирского поезда. «Конечный путь» ассоциируется с «последним путем» в который провожают усопших либо погибших, а «стремление в конечный путь» со стремлением чего-то по направлению к гибели. Таким образом, лексический вектор первого четверостишия может увести читателя в совершенно иную смысловую стезю. Второе четверостишие усиливает лженаправленность смысла. Фраза «В пустой тоннель входил, как в паз засов», нагнетает лженаправленность и в мыслях чтеца уже закрадывается мысль — неужели тоннель оказался не пуст? Ну, конечно же, в заваленный чем-то тоннель поезд не пойдет, значит что-то его вот-вот заполнит! Ан, нет! Просто автору захотелось продемонстрировать ни к чему не привязанные, но великолепные метафоры. На третьем катрене уже понимаешь, что слава Богу, все живы, речь о другом, речь о переживаниях связанных с прощанием людей, об одиночестве. Вообще смена акцентных картинок, мне видится весьма быстрой и противоречивой, во втором четверостишии делается ударение на тоннель, в который вошел поезд, и тут же в окне маячит лес, и барабанит рябой дождь о сосны.

«В гортани зрела речь, а я молчал» — строка создающая интенцию, к развитию монолога связанного с «болью расставания», но вдруг, автор опускает читателя с высоты чувств, до банального монолога о поезде. Так о чем же «зрела речь в гортани»? О поезде? Так о чем же произведение вообще, если смысловые связи либо разорваны, либо состоят друг от друга на километровых расстояниях?

Вспоминаются слова Бурича о конвенциальной поэзии: «Какая огромная непредвиденность итогов творчества! Рифмованное произведение превращается в след рифменного мышления. Это — произведение, намного расходящееся с первоначальной идеей автора и только в итоге авторизованное им. Осмелюсь заявить, что рифмованная поэзия — это поэзия несбывшихся намерений, в лучшем случае — искаженных, в худшем случае — не существовавших».

В данном случае это похоже именно так, начали «за упокой», кончили «за дравие». Но как бы там ни было, нужно отдать должное автору ибо энергетика, которую он вдохнул в этот стих настолько велика, что вся тонкая материя просто подавляется её мощью.

Рейтинг:
9
Ведруса в сб, 07/10/2017 - 12:30
Аватар пользователя Ведруса

Осмелюсь заявить, что рифмованная поэзия — это поэзия несбывшихся намерений, в лучшем случае — искаженных, в худшем случае — не существовавших».

Если автор сам не совсем понимает, о чем он пишет. то кк тогда читатель может понять? Поэтому, думается мне, не искажается, а просто неправильно выражается, ибо не совсем самим иногда понимается. Я не о конкретном случае, я вообще. Повторюсь, о чем я неоднократно акцентирую внимание, главное - передать образ. Если образа нет или он слабенький, то и рифмы потом высасываются из пальца. Иногда, конечно. поэт не заморачивается и все упрощает. Но ценим -то мы такие произведения, от которых дух захватывает, от которых рождается в душе музыка.
Спасибо, Андрей, за твои "копания", прочла с интересом.

__________________________________

Не говори Богам, что ты в беде. Скажи беде, что ты с Богами.

Reactor в сб, 07/10/2017 - 12:34
Аватар пользователя Reactor

Опять не моё.

__________________________________

Он, видно, в ссоре с головою.
Видно, сам себе он враг.
Надо ж выдумать такое...
Во дурак!

СИРена в сб, 07/10/2017 - 12:54
Аватар пользователя СИРена

Сто плюсов.

__________________________________

События не всегда подконтрольны нам. Но мы всегда можем контролировать свое понимание этих событий и свою реакцию на них. "Iuppiter iratus ergo nefas".

Серега высотник в сб, 07/10/2017 - 13:35
Аватар пользователя Серега высотник

Мне было интересно почитать в порядке самообразования. Очень мощно получилось. Я бы упомянутый стих проглотил с восторгом. Нестыковки же, указанные критиком или не заметил бы, или почувствовал в виде смутных ощущений, типа: "что-то не то".
Спасибо!

__________________________________

"...А у стола бездушный интеграл,
Закрыв глаза, счастливо улыбался..."

Неистовый сикамбр в сб, 07/10/2017 - 14:28
Аватар пользователя Неистовый сикамбр

Если автор сам не совсем понимает, о чем он пишет. то кк тогда читатель может понять?

Бурич говорил несколько о другом. Он говорил, что поиски рифмованного слова является некими кандалами, сковывающими словесные возможности автора. Вот нравится ему одно слово, которое он считает самым точным для передачи того чего он хотел, а оно никак не вписывается в рифмику или же убивает строй, ну и т.п. Вот и приходится, на его взгляд, постоянно жертвовать и искать компромиссы подменяя одно другим. А ведь каждое слово имеет свою неповторимую ДНК и очень щепетильные авторы просто мучаются в подборе нужного слова. Вспоминается история с Л.Толстым, который несколько дней ходил сам не свой в поисках нужного слова, потом его осенило. В поэзии же, Борич говорит о том, что рифменные путы делают это невозможным. Хотя, на мой взгляд, если следовать его логике, то мысль изреченная (уже) есть ложь, т.к. душевные ощущения всегда ярче ощущений передаваемых словом.

__________________________________

"склони выю сикамбр, почитай то, что сжигал, сожги то, что почитал"

Неистовый сикамбр в сб, 07/10/2017 - 14:30
Аватар пользователя Неистовый сикамбр

Опять не моё

Ны ты и гад! Злой

Сто плюсов.

Цветок

__________________________________

"склони выю сикамбр, почитай то, что сжигал, сожги то, что почитал"

Reactor в сб, 07/10/2017 - 14:34
Аватар пользователя Reactor

Я простой сибиряк и мысли у меня простые.

__________________________________

Он, видно, в ссоре с головою.
Видно, сам себе он враг.
Надо ж выдумать такое...
Во дурак!

Кремнёв Игорь М... в сб, 07/10/2017 - 14:44
Аватар пользователя Кремнёв Игорь Михайлович

"…А я баюкал расставанья боль,"
Мне показалось. что это вне контекста у автора.
Андрей, теперь и Бурича придётся почитать.)
+

__________________________________

Кремнёв Игорь

Сарагоса в сб, 07/10/2017 - 14:55
Аватар пользователя Сарагоса

Андрей, мои восторги! На мой взгляд, очень достойная статья. Прочитала с интересом, некоторые моменты взяла на заметку. + Цветок Цветок Цветок

__________________________________

"Россия — священная наша держава,
Россия — любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава —
Твоё достоянье на все времена!"

Ведруса в сб, 07/10/2017 - 15:04
Аватар пользователя Ведруса

Вспоминается история с Л.Толстым

А я вспомнила Оскара Уайльда. "Утром написал стих. Целый день его переделывал. Изменил одно слово. Вечером вернул первоначальный вариант.")) Да, а некоторые (и я в том числе) спешат выкладывать. О каком качестве может идти речь, верно, Андрей. Но ты, как щука)) не дремлешь, то есть, чтобы караси не дремали))
А по вышеупомянутому стиху согласна с Серегой))

__________________________________

Не говори Богам, что ты в беде. Скажи беде, что ты с Богами.

Tsaritsa в сб, 07/10/2017 - 15:30
Аватар пользователя Tsaritsa

Мне было очень интересно.

Осмелюсь заявить, что рифмованная поэзия — это поэзия несбывшихся намерений, в лучшем случае — искаженных, в худшем случае — не существовавших».

Верное предположение. Поэтому я думаю, чтобы написать, нужно чтобы "болело". И вы правы, и это не всегда помогает "создать боль" в тексте, особенно в стихе.

Он говорил, что поиски рифмованного слова является некими кандалами, сковывающими словесные возможности автора.

Я так не думаю. Поэзия, особая литература. Думаю, что в ней либо получается и все слова на месте, и "болит", либо этот стих не совсем удачен. Поэзия, это такая "игра", если хотите.
И потом, не надо забывать о личностном восприятии. Кто-то читая плачет, а кто-то перелистывает страницу.
Ваши размышления, Андрей, мне понравились. Но постоянно занимаясь такими раскопками, можно утратить что-то более важное в стихе.
И тут я задаю себе вопрос. Что же такое критика?)))

__________________________________

Бог создал женщин красивыми, чтобы их могли любить мужчины, и — глупыми, чтобы они могли любить мужчин.
(Фаина Раневская)

Неистовый сикамбр в сб, 07/10/2017 - 16:03
Аватар пользователя Неистовый сикамбр

Я так не думаю.

И я так не думаю, Царица!

Но постоянно занимаясь такими раскопками, можно утратить что-то более важное в стихе.

Эта мысль, на мой примитивный взгляд, имеет прямое отношение к Вашему следующему вопросу:

И тут я задаю себе вопрос. Что же такое критика?)))

Я думаю, что хорошая критика там, где критик старается, как червь, проникнуть в нутро автора и перерыть там все что возможно. Это первое. Второе - мастерство критика подобна мастерству дегустатора вин, здесь важно ощущать и различать любые оттенки. И последнее, что наверное самое важное, не притягивать к своему образу мышления образ мышления автора и его понимание окружающего мира. Вот здесь собака зарыта именно в последнем пункте. Как это сделать? - это искусство не легче искусства художника.

__________________________________

"склони выю сикамбр, почитай то, что сжигал, сожги то, что почитал"

Неистовый сикамбр в сб, 07/10/2017 - 16:05
Аватар пользователя Неистовый сикамбр

Серега высотник

Спасибо, Сергей. Я раньше тоже думал, что все просто.

__________________________________

"склони выю сикамбр, почитай то, что сжигал, сожги то, что почитал"

Неистовый сикамбр в сб, 07/10/2017 - 16:06
Аватар пользователя Неистовый сикамбр

Андрей, теперь и Бурича придётся почитать.)

Игорь, спасибо, от Бурича и я не в восторге, но его взгляд на классическую поэзию интересен.

__________________________________

"склони выю сикамбр, почитай то, что сжигал, сожги то, что почитал"

Я. ЛОН в сб, 07/10/2017 - 16:41
Аватар пользователя Я. ЛОН

Стих Е. Хазанова очень хорош. Если и есть некоторые "огрехи", то это мнение критика. Передана картинка и внутреннее состояние, а каким образом... Он автор, он так решил. А если автор будет слушать и переделывать под мнение и ощущение всех, то получиться или белый шар, или зелёный куб. И уж точно не "Красный конь".
Андрей, статья ваша отличная. Вы, вероятно, можете манипулировать мнением масс.+

__________________________________

Правил не знаю, мнений не имею, решение принять не могу.

Неистовый сикамбр в сб, 07/10/2017 - 18:03
Аватар пользователя Неистовый сикамбр

Андрей, мои восторги! На мой взгляд, очень достойная статья. Прочитала с интересом, некоторые моменты взяла на заметку. +

Саша, спасибо Вам! Статья занудная, как и вся критика, как люди осиливают такое читать понятия не имею, но мне хотелось поделиться. Автор статью читал. Любезно не согласился. Smile

__________________________________

"склони выю сикамбр, почитай то, что сжигал, сожги то, что почитал"

Неистовый сикамбр в сб, 07/10/2017 - 18:05
Аватар пользователя Неистовый сикамбр

А если автор будет слушать и переделывать под мнение и ощущение всех, то получиться или белый шар, или зелёный куб. И уж точно не "Красный конь".

Это точно! Автор должен отстаивать свое творение, но критика она вроде привязана к чему-то, но все-равно - отдельная статья.

__________________________________

"склони выю сикамбр, почитай то, что сжигал, сожги то, что почитал"

Неистовый сикамбр в сб, 07/10/2017 - 19:19
Аватар пользователя Неистовый сикамбр

Да, а некоторые (и я в том числе) спешат выкладывать. О каком качестве может идти речь, верно, Андрей.

Хочется же побыстрее. Сам ловил себя на том. А так наверное нельзя, если хочешь серьезного к себе отношения.

__________________________________

"склони выю сикамбр, почитай то, что сжигал, сожги то, что почитал"

Reactor в сб, 07/10/2017 - 20:00
Аватар пользователя Reactor

Что же такое критика?)

Во многих смыслах работа критика проста - мы ничем не рискуем, но ставим себя над теми, кто приносит себя и свой труд на наш суд. Сокрушительные разносы приятно писать и читать. Но мы, критики, должны бы признать, что в общей картине мироздания любая гадость, вероятно, важнее, чем вся наша критика в её адрес. Однако, порою рискует и критик. В тех случаях, когда открывает что-то новое и встаёт на его защиту. Мир часто несправедлив к новым талантам, новым произведениям. Новому нужна поддержка. Вчера вечером я испытал нечто новое - удивительное блюдо из совершенно неожиданного источника. Сказать, что и блюдо, и творец, изменили мои взгляды на высокую кухню - значит не сказать ничего. Они потрясли всё моё существо. Я не скрывал, что презираю знаменитый девиз повара Гюсто - "Готовить могут все! ", однако, лишь теперь я до конца понял, что он имел в виду. Не всякий становится великим художником, но Великий художник может прийти ниоткуда. Гений, готовящий в ресторане "Гюсто", имеет самое низкое происхождение. Но, по моему мнению, это лучший шеф-повар Франции. Скоро я вернусь в "Гюсто" для новых открытий. (с) Антуан Эго

__________________________________

Он, видно, в ссоре с головою.
Видно, сам себе он враг.
Надо ж выдумать такое...
Во дурак!

Неистовый сикамбр в сб, 07/10/2017 - 20:16
Аватар пользователя Неистовый сикамбр

Reactor

Красиво сказано.

__________________________________

"склони выю сикамбр, почитай то, что сжигал, сожги то, что почитал"

Бузина в сб, 07/10/2017 - 20:48
Аватар пользователя Бузина

А ведь каждое слово имеет свою неповторимую ДНК и очень щепетильные авторы просто мучаются в подборе нужного слова.

Я немного встряну, как профан в высокой поэзии, потому как недавно снова начала писать стихи.
О том, что каждое слово "имеет свою неповторимую ДНК"
согласна с тобой, Андрей, на все 100 %.
Для меня стихотворение, как молитва с определенным зашифрованным кодом души, и если проскользнет одно неточное слово, то наверх уйдет ложная шифровка. От этого пункт назначения может резко измениться.
Мне было интересно прочесть анализ стихотворения, потому, как на "последний путь" сама наткнулась, как бабочка на булавку, словно пригвоздил автор этим словосочетанием. И тоже возник вопрос, где та игла жизни, о чем пытаются докричаться строчки.
Спасибо, Андрей. С интересом прочла разбор полетов.
С уважением, Звезда
+++

__________________________________

Не позволяй иным плевать в Отчизну.
Достойным гражданином будь,
не чужеродным атавизмом.

Неистовый сикамбр в сб, 07/10/2017 - 21:00
Аватар пользователя Неистовый сикамбр

Для меня стихотворение, как молитва с определенным зашифрованным кодом души, и если проскользнет одно неточное слово, то наверх уйдет ложная шифровка.

В каждом слове живет свой дух.
Кстати, Лен, прочти великолепную работу Я. Кеслера, не пожалеешь:
https://www.e-reading.club/chapter.php/95995/1/Kesler_-_Azbuka__Poslanie...

__________________________________

"склони выю сикамбр, почитай то, что сжигал, сожги то, что почитал"

Бузина в сб, 07/10/2017 - 21:33
Аватар пользователя Бузина

В каждом слове живет свой дух.
Кстати, Лен, прочти великолепную работу Я. Кеслера, не пожалеешь:
https://www.e-reading.club/chapter.php/95995/1/Kesler_-_Azbuka__Poslanie...

Спасибо, Андрей. Вот завтра, с утра покормлю своих блондинок и под крепкий кофе почитаю.

__________________________________

Не позволяй иным плевать в Отчизну.
Достойным гражданином будь,
не чужеродным атавизмом.

Tsaritsa в вс, 08/10/2017 - 10:30
Аватар пользователя Tsaritsa

и если проскользнет одно неточное слово, то наверх уйдет ложная шифровка

Согласна. Порой, это неточное (неотточенное) слово губит настроение стиха. А настроение всего, что мы говорим, обязательно уходит наверх. Но только "настоящее", только чётко, метко, страстно выраженное достигает "ушей вселенной". Остальное балластом засоряет её.
А как часто приходится видеть в комментариях: "Я не поэт, я прозаик, и поэтому как написал - так и будет. Править ничего не стану."
А мне кажется, что там и прозу тоже править и править. Всё ведь взаимосвязано.
Вы только не поймите меня не правильно. Просто я за то, чтобы оттачивать слова, только потом "бросать их в небо".
Вы представляете, как процветала бы жизнь на Земле, если бы наверх всегда уходили достойные ушей творца слова? Ведь как известно первична мысль. Потом всё остальное. Как мысль сформирована - таково и строение.
Но кажется я отошла от темы слегка. Большая улыбка Простите.

__________________________________

Бог создал женщин красивыми, чтобы их могли любить мужчины, и — глупыми, чтобы они могли любить мужчин.
(Фаина Раневская)

Сергей Тишуков в Пнд, 09/10/2017 - 12:53
Аватар пользователя Сергей Тишуков

Силился объять необъятное, но заплутал. А потом

мое воззрение, которым я хочу поделиться с вами, уважаемые поэты.

Уф, отлегло. Я же не поэт. Smile

__________________________________

Сергей Тишуков

Хорошков Алексей в Пнд, 09/10/2017 - 13:28
Аватар пользователя Хорошков Алексей

+ Интересный стих и разбор Лайк

__________________________________