Блог портала New Author

Сплав по Чусовой

Рейтинг:

Так уж сложилось, что мы студенты педагогического института ежегодно в майские праздники сплавляемся на плоту по реке Чусовой. Неизменный начальник группы – руководитель секции туризма, мастер спорта Михалыч, требующий от группы беспрекословного подчинения.

В этот раз по согласованию с ректором института была сформирована группа численностью десять человек. Были заготовлены гвозди, веревки, пилы, топоры, палатки, ведра, пищевые запасы, шесть резиновых камер грузовых машин и мы восьмого мая прибыли к месту сплава деревню Усть-Утку в пригороде Нижнего Тагила. В лесу деревни рубили сухостой – заготавливали сосновые жерди диаметром около двенадцати сантиметров. Из них на берегу сколачивали гвоздями плот размером шесть на три метра. Когда основание было готово, к нему снизу веревками привязали шесть резиновых камер, накаченных воздухом. Приделали боковые ограждения, руль, весла, и плот был готов. Осторожно плот перетащили и спустили на воду. Плот держался на надувных камерах, и когда мы перешли на него со всеми своими пожитками, основание висело над поверхностью воды.

Река Чусовая берёт начало в Азии, пересекает Уральские горы, течет в европейской части и впадает в реку Каму. По временам года Чусовая в районе Уральских гор бывает разною, спокойною и своенравною. Летом она небольшая (местами можно перейти вброд), медленная, плавно несет свои воды, радует глаз, завораживает, располагая к отдыху. Весной во время паводка она превращается в крутую по нраву реку. Ширина реки метров восемьдесят, течение быстрое, дух захватывает. И вот по такой реке наш плот идет вниз по течению.

Сидим, к воде уже привыкли, смотрим на берега. По берегам реки приспособились таежные заросли различных кустарников смородины, жимолости, ольхи, черемухи, рябины, малины. Кругом простираются леса пихты, ели сибирской, кедра, сосны и лиственницы, березы, осины, липы.

По пути следования встречается много отвесных скал, камней: «Красный», «Желтый», «Омутный», «Столбы» и много других. Камень «Омутной», например, поднимается в высоту на семьдесят метров и имеет у основания глубокий омут. Встречаются пещеры. Наш плот прошел мимо двадцати камней, но мы смотрим на них только с плота.

Проходим мимо деревень, мальчишки машут нам руками. Много встречается брошенных деревень. К берегу одной из таких деревень мы причалили, привязали плот, и пошли посмотреть. Никого там нет. Дома разрушились, крыши провалились. Мы подобрали несколько досок, принесли на плот и прибили их гвоздями как пол. Сейчас удобнее стало ходить по плоту.

Следующую остановку сделали у бывшей деревни Усть- Серебряная. Туристические группы здесь останавливаются всегда. Все знают, что здесь живет одинокая бабушка Меланья. Одна справляется со всем хозяйством и зимой и летом. Сама заготавливает припасы на долгую зиму, сама лечится. Мы, зная об этом, принесли бабушке соль, сахар, крупу. Она как могла, благодарила.

Здесь на берегу реки мы устроились переночевать. Поставили палатки, развели костер, девушки стали готовить ужин. Ребята заготавливали хворост для костра. Неожиданно в кустах нашли морду (устройство для ловли рыбы). Мы зарядили ее хлебом, опустили в реку и привязали к дереву.

Вечер провели у костра, весело, с песнями под гитару, спорами. Спали в палатках, утром было холодно. Земля еще не прогрелась. Проснувшись, прежде всего, проверили морду и были приятно удивлены. Морда была полна рыбой, мы наполнили ею полное ведро.

Позавтракав, убрав остатки костра и закопав в яму наши отходы, мы отправились в путь дальше.

Снова плот идет вниз по течению Чусовой. Снова разглядываем берега, попадающиеся скалы, деревни. Снова поем, кричим. За безопасностью следит наш начальник. Он обычно сидит за рулем и командует тем, кто сидит на веслах. К плавной воде мы уже привыкли, а вот у скал, где река сужается и вода бурлит и несется с повышенной скоростью, страшно. Здесь внимание сконцентрировано, команды выполняются четко. Но вот, кажется, пронесло. Снова гладкая вода и снова стало привычно спокойно.

Решили отдохнуть. Остановились на лесистом берегу. Нашли место для лагеря, установили палатки, оборудовали место для костра. Сегодня у нас уха. Полведра рыбы на ведро ухи и ведро кипятка для чая. Ужин был хороший. Всю уху съесть не смогли, оставили на утро. Опять песни под гитару у костра, различные развлечения беззаботной молодости, различные байки, приколы.

– Вовка, – кричит Серега. – А расскажи, как вы со Славкой ходили в тюрьму!

– В исправительную колонию в поселке Сосьва мы были направлены на практику. Жили в доме для приезжих, а в колонию ходили на работу. Сначала нас предупредили: заключенным ничего не передавать и никакие их просьбы не выполнять. На занятия по математике в специальный класс заключенных приводили строем. Это были мужчины в возрасте до тридцати лет. Я стал рассказывать об основах алгебры, но слушатели быстро утомились. Один из них остановил меня:

– Хватит на сегодня, расскажи лучше о себе, как там живется на воле.

– Вот так, с частыми перерывами и нашими рассказами о жизни «на воле» мы прошли практику.

– Скоро мы окончим институт, придем работать в школу – мечтательно начинает Максим. – Я часто думаю, как это будет?

– Наташа, – перебивает Максима Оля, – расскажи, как ты представляешь работу в школе?

Наташа повернулась к подруге, улыбнулась и, слегка смутившись, начала:

– В школе мне дадут класс, в котором я буду классным руководителем. Я обязательно подружусь с каждым из учащихся, стану их товарищем.

– Не получится, – встревает Андрей, – двойку поставишь и дружбе тю-тю.

– Нет, – продолжает Наташа, – я постараюсь, чтобы каждый учащийся определился, чем ему приятно заниматься, чтобы выбрал свою специальность, чтобы достижение специальности было главной его целью обучения в школе. Тогда полученные двойки будут рассматриваться как временные неудачи, препятствия к достижению цели.

– Михаил Михайлович, – обратилась к начальнику группы Нина, – о чем вы задумались?

– Я вспоминаю наши студенческие годы, когда мы так же собирались у костра, мечтали, а окончив институт разъехались работать по всей стране. Сейчас вот только по случаю вспоминаем друг о друге. Счастливые вы, потому что вы вместе. Ну, время позднее, пора спать. Приберите здесь все у костра и по палаткам.

Костер потух, через некоторое время все разошлись спать по палаткам.

Ночью что-то случилось непонятное. Кто проснулся, растолкал соседа и, затаив дыхание, слушал. Кто-то ходил по лагерю, рычал, гремели опрокинутые ведра. Потом все затихло. С трудом, дождавшись рассвета, выглянули из палатки. Вроде бы все спокойно. Подняли лагерь, стали осматриваться. Наконец, решили, что у нас в лагере был медведь. Он съел оставшуюся уху, сырую рыбу и некоторые наши объедки.

Михаил Михайлович быстро развел костер и приказал греметь ведрами, громко разговаривать.

– Если это был медведь, то он к костру не подойдет. От лагеря не отходить, если медведь пометил территорию, как место для охоты, то он постарается выгнать нас с этой территории. Быстро готовимся к эвакуации.

Уговаривать нас не надо. Быстро свернули палатки, собрали свои пожитки и переправились на плот. Завтракали на плоту. За это время костер потух, и мы снова отправились в путь.

Конечная остановка нашего путешествия – деревня Верхняя Ослянка. Отдав плот на дрова первому попавшемуся, мы отправились на поезд. Путешествие закончилось.

Рейтинг:
Алексей Мельников в сб, 06/01/2018 - 11:09
Аватар пользователя Алексей Мельников

Всё-таки костры таких походов не затухают. Даже через много-много лет... +

А.Мельников

git55 в сб, 06/01/2018 - 16:34

Алексей, Спасибо Smile

Митрич в сб, 06/01/2018 - 16:44
Аватар пользователя Митрич

+++++
Плюсов Вам достаточно? Нет, конечно. Нужен всего-то один, но не из этих, а над опубликованной работой нужно просто нажать на плюсик. Что я и делаю. Всё, оказывается, просто ))).

Я пишу, что диктует мне жизнь,

только чаще пишу вопреки ей.

git55 в сб, 06/01/2018 - 16:55
Аватар пользователя git55

Юрий Дмитриевич, спасибо. С плюсами я разобрался. Век живи, век учись. учиться трудно. Напишите про это. Буду читать своим студентам. Спасибо.

Митрич в сб, 06/01/2018 - 17:11
Аватар пользователя Митрич

учиться трудно. Напишите про это

Так Вы сами и изложите в своих воспоминаниях.

Я пишу, что диктует мне жизнь,

только чаще пишу вопреки ей.

git55 в сб, 06/01/2018 - 21:02
Аватар пользователя git55

Юрий Дмитриевич, спасибо. Я об этом думаю.

git55 в Втр, 15/01/2019 - 11:29
Аватар пользователя git55

Приятно вспоминать ту молодую пору.