Блог портала New Author

01. Размышления о высшем образовании

Аватар пользователя git55
Рейтинг:
11

Я работаю в вузе давно. Начинал еще тогда, когда страна называлась СССР. Тогда вузы готовили дипломированных специалистов со сроком обучения пять лет. Условия для подготовки были благоприятнейшими.

Выпускающие кафедры могли договориться о проведении практик на любом предприятии. Более того, предприятия даже планировали приход студентов на практику и на время практики отпускали рабочих в очередной отпуск. Студенты работали на рабочих местах. Изучали конструкцию станков, инструментов, изучали организацию работы на рабочем месте. Мы преподаватели – руководители практики, на два месяца выезжали в командировку со студентами.

Кафедры общественных наук готовили для практики свой раздел. Студенты должны были выступить перед рабочими с докладами на какую-нибудь тему. Мастера смен охотно помогали организовать такие выступления. В обеденный перерыв рабочие собирались в комнате отдыха, и студенты перед ними выступали. Рабочие слушали внимательно, уважительно задавали вопросы. Да и как могло быть иначе, ведь по возрасту, студенты были как их дети. Помню, студентка рассказывает о жизни в Японии, рассказывает, что люди там покупают воду для питья в бутылках, покупают чистый воздух в контейнерах. Такое заявление вызвало недоверие, начались споры. А сейчас и у нас в России питьевую воду приходится покупать.

Качество выпускных работ того времени оценивалось количеством использованных в проекте изобретений, количеством тем, выполненных по заданию производственных предприятий, количеством разработок, рекомендованных к внедрению на предприятии, количеством выпускников, рекомендованных для обучения в аспирантуре.

Проблема была одна. Иногда в вуз поступали студенты, плохо обучаемые. У них накапливались задолженности и их тянули на тройках до выпуска. Все это снижало показатели успеваемости. Мы часто мечтали, что будет когда-нибудь закон, по которому таким студентам на третьем-четвертом курсе будут выдавать справку о незаконченном высшем образовании.

И вот это время, к несчастью, настало. В одна тысяча девятьсот девяносто первом году государство СССР распалось. Россия встала на путь развития рыночных отношений, когда основным законом развития общества стало получение максимальной прибыли. Начался яростный передел и отъем собственности, и люди, неожиданно быстро разбогатевшие, устремились жить за границу, в Европу, там для них было надежнее, безопаснее. Однако в Европе не признавали дипломы советского образца, и предприимчивые люди стали думать, как исправить положение.

В две тысячи третьем году Российская Федерация подписала Болонскую декларацию с целью создания Единого европейского пространства получения высшего образования. В результате, сейчас в стране установлено четыре ступени высшего образования: бакалавриат, магистратура, специалитет, аспирантура. Для подготовки специалистов с высшим образованием действует одна тысяча двести пятьдесят шесть государственных и частных вузов.

Срок обучения на ступени бакалавриата составляет 4 года. По окончании обучения присваивается степень бакалавр. Это выпускник вуза, получивший фундаментальную подготовку по определенному направлению без узкой специализации. Он вправе занимать все должности, требующие наличие высшего образования. Но если он не имеет узкой специализации, то где такого специалиста можно использовать? Мастером смены в цехе можно – нет нельзя. Вот все выпускники технических вузов и работают менеджерами по продажам.

Если раньше на нашу специальность «Технология деревообработки» план приема достигал двести человек, то сейчас на бакалавриат – только пятьдесят. Когда старые кадры в результате естественной убыли уйдут с производства, заменить их буден некому. Заменят их рабочие практики.

Прием магистров по нашей специальности составляет всего десять человек. Срок обучения их – два года. По окончанию магистратуры выпускник пишет магистерскую диссертацию. Тема магистерской диссертации может быть исследовательского характера или прикладного характера, как проект технологии или конструкции чего-либо.

В подготовке специалистов возникло много проблем. Прежде всего, трудности в организации практик. Предприятия не принимают студентов на практику. Практики не помогают им получать прибыль, а, следовательно, не нужны. Но практики нужны студентам. Должны же они хоть где-то увидеть то, чему их учат. И мы, преподаватели, ставим перед студентами задачу самим найти место практики. Студенты обращаются за помощью к родителям, те – к знакомым. Наконец, находится место какого-то частного предпринимателя, который согласен показать свой единственный станок в гараже.

Вторая проблема образования связана с тем, что в стране появилось много предпринимателей, оказывающих платные услуги студентам. Предприниматели быстро сообразили, как превратить низкую успеваемость студентов в пользу, как получить прибыль. Весь город оклеен объявлениями типа: «Делаем курсовые проекты не дорого», «Делаем дипломы», «Решаем задачи» и так далее. Студенты, которым нужен только диплом о высшем образовании, а не знания, охотно пользуются такими услугами. За деньги натаскивают их, что и как надо говорить при защите дипломного проекта. Мы видим вред таких услуг, разоблачаем студентов. Но работа ведь представлена, и, если студент не признается, что работу купил, мы вынуждены ее принимать. Установлены тарифы на диссертации, так кандидатская диссертация стоит сто тысяч, докторская – двести тысяч рублей. Это все происходит открыто, адреса известны. Власть такие услуги не беспокоят.

Когда-то у нас в стране была лучшая система образования, позволившая первым прорваться в космос. Сейчас, богатые люди, стремясь сделать комфортную жизнь для своих детей за рубежом, навязали стране многоуровневую систему высшего образования. В результате получилось, что мы погубили свое высшее образование.

Рейтинг:
11
Nadezhda-lis в пт, 12/01/2018 - 14:12
Аватар пользователя Nadezhda-lis

Я поступала в 2009 и 2013, на специалитет, хотя уже и были бакалавры в основном)) кто ищет, тот найдёт. Но не знаю, может сейчас только бакалавриат остался.


Погубили ли, нет, второй вопрос. Обиднее, когда ты в поте лица зубришь все лекции и работаешь на всех семинарах и в итоге все равно идёшь на экзамен. А Вася Пупкин, которого группа и преподаватели видели разок и мельком, "автоматом" оценки собирает. Не только студенты губят образование, с преподавателей тоже спрос))

Малышева Татьян... в пт, 12/01/2018 - 14:07
Аватар пользователя Малышева Татьяна Вячеславовна

погубили свое высшее образование.

И не только его...

Не только студенты губят образование, с преподавателей тоже спрос

Согласна на все сто.

__________________________________

Друзья! Не хочу вас потерять. Я ВКонтакте: vk.com/id15647262

Ведруса в пт, 12/01/2018 - 14:08
Аватар пользователя Ведруса

Если что-то происходит, значит, это кому-то нужно. Не простым людям, это точно.

__________________________________

Не говори Богам, что ты в беде. Скажи беде, что ты с Богами.

Дима Фантаст в пт, 12/01/2018 - 14:27
Аватар пользователя Дима Фантаст

Все ли так плохо сейчас и все ли так хорошо было? Не могу утверждать, но могу с некоторой уверенностью утверждать, что не настолько наглядно. Видимо, проблема не в образовании. Давайте будем откровенны. Наше образование не поспевает за скоростью хлынувших в общество технологий более развитых в промышленности и науке.
Насколько у нас финансируется эта область, чтобы угнаться? Ни на сколько! Мы смирились с тем, что мы на задворках, мы провинция, деревня, куда можно свалить хлам, взяв обратно ресурсы, которые будут и дороже и перспективнее.
Образование не причина, образование - следствие.
Деревообработка, говорите? Какого уровня эта область у тех, кто нам поставляет готовый продукт? Способны ли наши преподаватели преподавать на таком уровне? Не уверен! Они привыкли к уровню внутреннего рынка. Так что...
Все относительно.
Хотя, к примеру, взять опыт Турции. Из аграрной деревни, да в поставщика на рынок постсоветского пространства многих промышленных товаров. Тихим сапом. И, поверьте, дело не в их образовании, а в их желании торговать не только собственными ресурсами.
Спорно очень и очень однобоко, как по моим размышлениям. Но это ИМХО, уважаемый автор. И уж коль оно Вам не по нраву - то не догма, как и Ваш пост с ностальгией по прошлому.
И да... Хотел поинтересоваться: положа правую руку на левое сердце, что Вы скажете о студентах функционерах, комсомольских лидерах и т.п. Все учились, аль карьеру делали?

__________________________________

Вон то голубое
надень, моя радость, надень.
Не плачь
и до встречи в апреле.
До встречи в апреле. (с)Тина.

Митрич в пт, 12/01/2018 - 14:27
Аватар пользователя Митрич

Зато теперь нет принудительного распределения ))). Ищи сам себе работу по-вкусу. Когда я заканчивал среднюю школу, ходил такой анекдот среди студентов. Спрашивают защитившего диплом студента: куда бы Вы хотели пойти работать? Студент отвечает: - Куда пошлёт меня Партия и Правительство, лишь бы на метро ездить. А тогда метро было только в Москве.

__________________________________

Я пишу, что диктует мне жизнь,

только чаще пишу вопреки ей.

Димитрий Галкин в пт, 12/01/2018 - 14:30
Аватар пользователя Димитрий Галкин

Не только студенты губят образование, с преподавателей тоже спрос))

Соглашусь.

__________________________________
Димитрий Галкин в пт, 12/01/2018 - 14:37
Аватар пользователя Димитрий Галкин

Когда-то у нас в стране была лучшая система образования, позволившая первым прорваться в космос.

"Лучшая система образования" была лучшей лишь для нас самих и для других соц. стран. (И то не для всех)


В космос мы прорвались потому что был Королёв С.П. и его желание, а так же приказ "сверху", который нельзя было нарушить.

__________________________________
Олег Епишин в пт, 12/01/2018 - 14:48
Аватар пользователя Олег Епишин

Согласен с Дмитрием... Тема высвечена несколько однобоко!
Автор прав в том, что в советское время была тесная связь науки с производством. Студенты проходили практику, получали рабочую "закалку" и после окончания учёбы это им помогало быстрее "встать на ноги"! Но сейчас - предприятия закрылись или работают наполовину мощности. Куда там студентам! Своих сократили - нет работы. У нас был металлургический завод ДМЗ, был металлургический техникум рядом. Готовили кадры. А когда встал завод и техникум закрылся.
Так что главное - это спрос на рабочие руки. А если фабрики и заводы стоят, кому нужны специалисты...

__________________________________

OLEG

git55 в пт, 12/01/2018 - 15:13
Аватар пользователя git55

Уважаемые друзья, спасибо Вам за участие в обсуждении предложенной темы. Я принимаю Ваши упреки. В оправдание скажу одно. Мы преподаватели вузов живем в России рядом с Вами, мы вышли из Ваших рядов, мы разные, как и Вы и относимся к работе по-разному, как и Вы. Беда с образованием наша общая беда. Спасибо.
С уважением

__________________________________

Глебов Иван Тихонович

Олег Епишин в пт, 12/01/2018 - 16:18
Аватар пользователя Олег Епишин

Вы и относимся к работе по-разному, как и Вы. Беда с образованием наша общая беда

Очень понятна Ваша боль и Ваши переживания за любимое дело, но тут вопрос ещё и в том, а нужны ли сегодня кому-то грамотные, квалифицированные специалисты? Такие, что имеют собственное мнение! Сегодня кадры подбирают по принципу личной преданности. Главное, чтобы знал куда и кому "бабла" занести, не "крысятничал", "откаты" делал своевременно! Вот такие ценятся. А умный - он же опасен! "Подсидеть" может! Я когда работал, то наш начальник, если в отпуск шел, то за себя оставлял самого никчемного! А то другой начнёт умничать и покажет, что можно и лучше работать! Тогда начальника снимут, а этого поставят. Smile
С уваженим

__________________________________

OLEG

VEK в пт, 12/01/2018 - 17:01
Аватар пользователя VEK

Грустно, что настоящих специалистов сейчас не так и много. Для многих главное, чтобы "корочки" были. Лайк +

цыганенко сергей в пт, 12/01/2018 - 18:01
Аватар пользователя цыганенко сергей

Занятно и поучительно (+)

__________________________________

Цыганенко Сергей

_ht_story в пт, 12/01/2018 - 18:24
Аватар пользователя _ht_story

+Взгрустнулось... Когда к нам в коллектив приходили молодые кадры - бакалавры и магистры, мне всегда было интересно и не понятно - нахрена нужны бакалавры и магистры? Чем не угодил обычный синий диплом специалиста? Теперь стало понятно )). Спасибо)

Скарм в пт, 12/01/2018 - 20:09
Аватар пользователя Скарм

Я, пожалуй, соглашусь с автором рассказа - сегодня важен диплом, а не знания. И как он получен никого не интересует. Я, к счастью, учился совсем по другому. С 1990 по 1995г.г. в высшем военном училище. Выпустился военным инженером с весьма неплохими знаниями.

__________________________________

Если ты говоришь с Богом - это молитва; если Бог говорит с тобой - это шизофрения.

git55 в пт, 12/01/2018 - 20:18
Аватар пользователя git55

Спасибо друзья. Я даже не ожидал, что тема о высшем образовании будет так интересна. Спасибо.
С уважением

__________________________________

Глебов Иван Тихонович

Lensky в пт, 12/01/2018 - 20:56
Аватар пользователя Lensky

Я другого мнения относительно системы высшего образования в СССР.
Обучение было настолько далеко от практики, как небо и земля.

Изучали конструкцию станков, инструментов, изучали организацию работы на рабочем месте.

Станков?
Каких станков? Токарных типа "ДИП"?
Организации работы?
Это как расставить верстаки, чтобы слесари не терлись задницами?


Скажу так. Я обучался по профессии радиоинженера, а профпрактику проходил на токарном станке.
В ВУЗе изучал до изнеможения статистическую радиотехнику, основу теории цепей и пр.
Думаете, я сейчас смогу процитировать законы Кирхгофа, или решить задачки по этой теме?


НО!
И это очень важно!
ВУЗ заставил нас уметь размышлять и находить решения для самых сложных задач.
Всё остальное... блеф.
ИНЖЕНЕР - это талант, которому нужна лишь удача.
Среда, где вырастит гений!

__________________________________

Михаил Ленский

stas78 в пт, 12/01/2018 - 21:00
Аватар пользователя stas78

Специалиста принудиловкой не создашь, хорошие спецы найдут и создадут себя сами (как и находили и создавали себя в высшей школе СССР, а в обязанность преподавателей вменялось лишь помогать и направлять в нужное русло). И не считаю, что мы что-то там погубили - просто, мир вокруг изменился. Неотвратимо вслед за ним изменился и подход в системе высшего образования. Странным было бы сейчас готовить студентов так, как это делалось при Союзе (хотя лично я хапнул подобного сполна: на Машиностроительный факультет Томского Политехнического университета я поступил в 1997-м, как раз в пиковое время развала оставшейся от прежнего государства промышленности). Однако, традиции подготовки студентов оставались советскими, со времён, когда МСФ считался одним из самых престижных факультетов. И только я со своим выпуском знаю, чего нам стоило его закончить, а в итоге - пшик.

Reactor в пт, 12/01/2018 - 21:15
Аватар пользователя Reactor

"Тупыми людьми управлять проще", не так ли?
Образовательная система в любое время и любом месте всегда выгодна тем, кто при власти. Тогда была такая, сейчас иная. Делов-то.

__________________________________

Он, видно, в ссоре с головою.
Видно, сам себе он враг.
Надо ж выдумать такое...
Во дурак!

федот в сб, 13/01/2018 - 10:32
Аватар пользователя федот

Образование,здравоохранение,промышленность и с\хозяйство тоже развалено, процветает только торговля.И чем торгуют, как у нас на селе говорят - все химия. Действительно почти все от обуви до продуктов не натуральное, в СССР всего не хватало, но все было настоящее. Сейчас настоящее можно только у себя в огороде найти. А ведь так не может продолжаться, когда то всему приходит конец. Только когда?

__________________________________

в мире есть чему удивляться

Скарм в сб, 13/01/2018 - 11:58
Аватар пользователя Скарм

Думаете, я сейчас смогу процитировать законы Кирхгофа, или решить задачки по этой теме?

Михаил, тоже изучал в свое время подобное! Грузилово полное! Большая улыбка

__________________________________

Если ты говоришь с Богом - это молитва; если Бог говорит с тобой - это шизофрения.

Алексей Мельников в сб, 13/01/2018 - 18:59
Аватар пользователя Алексей Мельников

Согласен: образование высшее сегодня не в лучшей форме. Но так ли уж повинен в этом Болонский формат (бакалавр+магистр)? Не будь его, думаю, главные проблемы в высшей школе были бы те же. И дипломы, с курсовыми продавались бы с той же интенсивностью, что и сейчас. Болонской системе не один век. Она старше всей нашей системы высшего образования в несколько раз. Старше и проверенней. Бакалавром был Ньютон. Был Максвелл. Но и Королев, Ландау и Жорес Алферов учились по специалитету. Обе системы жизнеспособны. Одна проблема: люди, их реализующие, нравы, господствующие в этой среде, в государстве, создающим питательную почву для этой самой среды.

__________________________________

А.Мельников

Tsaritsa в Втр, 23/01/2018 - 12:53
Аватар пользователя Tsaritsa

Обучение было настолько далеко от практики, как небо и земля.

Соглашусь с Михаилом.
Придя на производство после ВУЗа, молодой человек слышал: а теперь забудьте всё, чему вас учили.) И начиналась настоящая учёба.)
Поверхностные и весьма разносторонние знания никак не соотносились с производством. Учила в дальнейшем жизнь и практика. И я думаю, что этих учителей не заменит ВУЗ.

__________________________________

Бог создал женщин красивыми, чтобы их могли любить мужчины, и — глупыми, чтобы они могли любить мужчин.
(Фаина Раневская)

git55 в Пнд, 05/11/2018 - 15:54
Аватар пользователя git55

Уважаемая Надежда, Вася Пупкин - богатый человек, он платит посредникам, а те улаживают дела с экзаменами, закрывают огрехи успеваемости. Спасибо.
С уважением

__________________________________

Глебов Иван Тихонович

git55 в Пнд, 05/11/2018 - 15:55
Аватар пользователя git55

Татьяна, спасибо за Ваше мнение. Цветок
С уважением

__________________________________

Глебов Иван Тихонович

git55 в Пнд, 05/11/2018 - 15:56
Аватар пользователя git55

Дима Фантаст, спасибо.
С уважением

__________________________________

Глебов Иван Тихонович

git55 в Пнд, 05/11/2018 - 15:58
Аватар пользователя git55

Олег, спасибо за комментарий.
С уважением

__________________________________

Глебов Иван Тихонович

git55 в Пнд, 05/11/2018 - 16:00
Аватар пользователя git55

Валентина и Евгений Кузмич, спасибо. Цветок Цветок
С уважением

__________________________________

Глебов Иван Тихонович

git55 в Пнд, 05/11/2018 - 16:01
Аватар пользователя git55

Уважаемая Анна, спасибо. Цветок
С уважением

__________________________________

Глебов Иван Тихонович

git55 в Пнд, 05/11/2018 - 16:02
Аватар пользователя git55

Уважаемый Дмитрий, спасибо.
С уважением

__________________________________

Глебов Иван Тихонович

git55 в Пнд, 05/11/2018 - 16:06
Аватар пользователя git55

Уважаемый Михаил, в деревообработке используется огромное разнообразие типов станков и режущих инструментов. Спасибо за Ваше мнение.
С уважением

__________________________________

Глебов Иван Тихонович