Попытка раскулачивания
Шли 30-е годы прошлого столетия. В стране формировались колхозы. Мелкие единоличные крестьянские хозяйства объединялись в крупные коллективные. У крестьян принудительно забирали землю и скот, а самих заставляли работать под руководством правления и председателя колхоза. Зажиточных крестьян раскулачивали.
В нашей деревне жил крестьянин Богдан Васильевич. Это был человек лет тридцати пяти, среднего роста, плотного телосложения, человек недюжинной силы, привыкший к крестьянскому труду. Жил он со своей женой Варварой и двумя детьми в недавно срубленном доме, имел корову, лошадь, работал на своей земле. С началом коллективизации, опасаясь репрессий со стороны государства, он передал свое хозяйство в собственность колхоза. Но Богдану не хотелось идти работать в колхоз, и он как-то умудрился устроиться на работу на чугунолитейный завод в поселке Лашма, неподалеку от деревни. На заводе лили для населения чугунки, сковородки, печные колосники. Богдан стал получать за работу деньги, а когда у завода не было денег, получал чугунки и сковородки, которые продавали. Семья Богдана стала жить лучше, чем его соседи.
Варвара, его жена, женщина лет тридцати, небольшого роста, худенькая, с волосами, забранными под платок, работала в колхозе на разных работах, куда направлял бригадир, и за это колхоз выделил ей землю для приусадебного огорода. Поэтому днем она работала в колхозе, а вечером вместе с мужем на своем огороде.
Комитет крестьянской бедноты постоянно обновлял списки раскулачиваемых, стремясь увеличить богатство колхоза. В списки попадали и те, кто был не так приветлив или вступал в конфликт с местным начальством. В список попала и семья Богдана Васильевича.
Однажды летним утром, когда хозяин семьи ушел на работу на чугунолитейный завод, а жена заканчивала приготовление еды на предстоящий день, в дом вошли двое представителей из комитета крестьянской бедноты и предъявили постановление о раскулачивании. Потребовали быстро покинуть дом. Хозяйка Варвара пыталась возражать, но ее не слушали. Выгоняли, не позволяя брать с собой ничего. Как-то удалось ей схватить чугунок с приготовленной едой, с этим ее и детей выгнали за ворота усадьбы. Двери дома и ворота закрыли на замки, ключи забрали с собой. Уходя, крепко обругали и, угрожая уголовной ответственностью, запретили даже пытаться войти в дом.
Беспомощная Варвара и ее дети сели на полянку около дома и долго плакали.
Молва быстро пронеслась по деревне. К дому стали подходить люди, останавливались, что-то обсуждали между собой. Но они почти все были враждебно настроены к раскулаченным. Они гадали, кому теперь этот дом отдадут, кому достанутся вещи. Около дома собралась толпа мальчишек, которые радостно смеялись, издеваясь над потерпевшими. Особенно смешно было, когда голодные дети захотели есть, и мать подвинула к ним чугунок. Дети руками доставали из чугунка еду и посылали в рот. Вокруг стоял хохот.
О событии в деревне кто-то сообщил Богдану. Тот отпросился у начальства и поспешил домой. Бежал и думал, пытался понять, что же заставило правление колхоза пойти на такой шаг:
– Я же отдал им все, нажитое честным трудом. Жена работает в колхозе. Меня не могут переманить к себе, так я работаю на заводе, и закон это позволяет.
Увидев семью на земле, он взбешенный случившимся перелез через ворота, сломал замки, открыл двери и, взяв детей на руки, вместе с женой пошел домой. Затем вышел и так крепко выругался на зевак, что те мгновенно разбежались. Закрыл ворота и ушел в дом.
Так решительность одного человека может остановить непутевых руководителей, ненадежно подстрахованных властью.
Интересно продолжение истории. Остался ли жив Богдан? За такие поступки в те времена запросто могли поставить к стенке. К слову сказать, главные зачинщики подобного раскулачивания на деревне были местные голодранцы - пьянь и рвань. Те, кто не умели и не хотели работать, но остро чувствовали момент, когда можно поживиться чужим добром. ++++++
Если ты говоришь с Богом - это молитва; если Бог говорит с тобой - это шизофрения.
Сейчас многие сетуют на нынешнюю жизнь, может надо им почитать вот такие истории,и охладить из пыл недовольства...+++
Хрен редьки не слаще, но и редька еще та.....
Это точно!
Части особого назначения ЧОН - не церемонились!
Солоухин хорошо об этом пишет!
(+)
OLEG
Кстати, воспетый большевиками Гайдар был активным участником ЧОНа и понаделал много зверств. Есть версия, что именно из-за этого он попал в психушку где и начал писать рассказы.
Если ты говоришь с Богом - это молитва; если Бог говорит с тобой - это шизофрения.
Если его сами ЧОНовцы за излишнюю жестокость убрали из своих рядов, то только можно себе представить, что он вытворял такое, что даже этих "опричников" его действия смутили!
OLEG
Рассказ написано, будто для школьников: простой, прекрасный сюжет, легкая ре- чь. Я за свою жизнь писал и печатал (и сейчас печатаю) много материалов подо-
бной тематики, так как занимаюсь краеведением, но этот рассказ взволновал ме-
ня очень. Спасибо автору. На примере одной семьи так ярко показано трагедию целого класса населения. Большому кораблю большое плавание!
Слышик Николай
Хороший рассказ. Богдан правильно поступил. Но, боюсь, в последствии его всё равно раскулачили и сослали на Колыму за нежелание делиться с лентяями.
Заметил, у автора склонность к "казённому" языку, что не красит рассказы, как литературные произведения.
Сюжеты способны заинтересовать, но в реализации - обрезанны и тускловаты.
Тезисы или планы чего-то большего, но и это лишь читательская попытка найти объяснение такому способу написания рассказов.
ИМХО, конечно же. Минус.
Вы вправе думать обо мне что угодно, но я не обязан этому соответствовать... (с)
https://www.youtube.com/watch?v=lpOb0TEX14Q
А что с ним дальше было?
Вряд ли ему дали преспокойно проживать с семьёй в этом же доме.
Тема хорошая, но описания очень краткие и схематичные. Мало художественности.
Война — это мир, свобода — это рабство, незнание — сила.
(с) Джордж Оруэлл "1984"
Ну да, я, вот, Шаламова читала и радовалась, что я не в лагере
Война — это мир, свобода — это рабство, незнание — сила.
(с) Джордж Оруэлл "1984"
В рассказе много несоответствий действительности.Колхозников не раскулачивали, скот и инвентарь ведь они сдавали в колхоз,а если муж у нее работал на заводе значит числился рабочим и своего хозяйства держать не мог.Его могли только арестовать как врага народа, но тогда жену с детьми не тронули, они ведь колхозники.
Не совсем так, вступление в колхоз было делом добровольным и требовалось написать заявление. Отдельные единоличные хозяйства существовали вплоть до войны. Председатель колхоза не был единоличным руководителем, существовало правление колхоза и плюс парторг.
Списки на раскулачивание составлялись в райкомах совместно с органами ОГПУ, на местах требовалось только их исполнение, раскулаченных сразу же высылали из села, разрешалось взять одежду, кружку, ложку и продукты на три дня.
Такое в русской деревне просто невозможно.
Рассказ надуман, автору следовало бы ознакомиться хоть с материалами местных музеев о этой эпохе.К сожалению в настоящее время многие пытаются излагать историю на свой лад, как она им видится, зачастую искажая саму суть прошедших времен.Но это недопустимо, историю надо беречь такой какой она есть.
в мире есть чему удивляться
Странно, что его потом силой оттуда не выкинули.
Скорее добровольно-принудительным. Было бы добровольным, не было бы колхозов.
https://ridero.ru/books/sapfira/
Рассказ кажется не законченным. Навряд ли главу семейства после того, как он взломал замок и проник в дом оставили бы в покое. Забиралось только имущество, скот. Вещи вряд ли стали забирать. У меня самой прадедов раскулачили, бабушка много об этом рассказывала, поэтому тема близка.
Я никогда не бываю одна. Ко мне то приходит вдохновение, то лень, то капец. Причем лень значительно чаще
Дорогие друзья! Спасибо за науку, спасибо за замечания. Я никогда раньше не писал рассказы, только начинаю, и Ваши замечания для меня полезны. Буду исправляться. Спасибо.
С уважением
Глебов Иван Тихонович
Уважаемые эксперты, я обновил рассказ учитывая Ваши критические замечания. Буду учиться
С уважением
Глебов Иван Тихонович