Блог портала New Author

Экспедиция. 02

Аватар пользователя Пронина Алена
Рейтинг:

Впервые на острове поселились древние греки. Из-за перенаселения, они вынуждены были искать новые места для жизни. Покинув родные земли, они вышли на берегу никем незаселенного небольшого клочка земли. Раньше остров соединялся с материком небольшой земляной косой. Со временем вода размыла перевал и дорога, соединяющая Большую землю и остров, опустилась под воду.

Дорога на остров была долгая и тяжелая. Но, несмотря на это, как только все вещи были перенесены на место будущего лагеря, я бросила все и отправилась хоть мельком увидеть место, где история начиналась около трех тысяч лет тому назад.

Раскопки тут велись уже более сорока лет, потому практически весь остров был в холмах и рытвинах. Хоть на острове не было деревьев, густая трава до пояса и огромный сухой чертополох, затрудняли передвижение. Я на минуту закрыла глаза, чтобы насладиться вечерним солнцем и ароматом трав. Сладко-терпкий запах полыни, тихий зов ночных цикад, солнце и тишина от звуков города все это придавало сил и наполняло жизнь смыслом. Именно в такие моменты ты ощущаешь свою связь с природой. Ты окунаешься в ее мир, мир полноценный и безупречный.

Впереди было три недели жизни на природе, тяжелого физического труда и … какой-то чертовщины. Хотя, в принципе, это не так странно для острова, на котором многие жили, многие оставались здесь навсегда. И не всегда смерть была естественна. Во время первых экспедиций в шестидесятые года прошлого века здесь нашли скелет, как позже выяснилось, молодой девушки лет четырнадцати с каменным топором в черепе. Было найдено много захоронений, как одиночных, так и братских могил.

Только задуматься, что наслоения земли, которые археологи убирают, открывая слои прошлого, содержат в себе память. Память тех людей, которые о чем-то мечтали, к чему-то стремились в их непростой жизни. Поселение древних греков просуществовало около двухсот лет. При продолжительности жизни тридцать – сорок лет это несколько поколений людей. Они строили свои нехитрые кривые домики, из которых получались нехитрые кривые улочки, судя по всему, с геометрией они не дружили.

Пару лет назад нашли половину сосуда с детскими костями внутри. Так бедные люди хоронили своих младенцев. Сосуд отождествляли с лоном матери.

Мне часто говорят, что я живу не настоящим, а прошлым. Меня часто не понимают, когда я с восхищением смотрю на камни, которые несколько тысячелетий назад уложили в определенном порядке и направлении, чтобы построить дом или сделать фундамент для храма. Меня восхищает, что у меня есть возможность прикоснуться к той частичке человеческого творения, которая была заложена много веков тому…

В лагерь я вернулась уже затемно. Толком рассмотреть первый, попавший по дороге раскоп (место раскопок археологов), мне не удалось. На землю спустились сумерки, и пришлось возвращаться обратно. Поужинали мы поздно. Целый день ушел на переезд, очистку места для палаток от сухой высокой травы, чертополоха, похожего на гордого стража острова, величаво выделявшего среди остальной травы с огромными сухими колючками.

Первый ужин на острове был сооружен на быструю руку. Выпив и перекусив, мы разбрелись каждый в свое брезентовое укрытие. Первая ночь оказалась для меня слишком сложной. Поверхность земли была неровной, вся в мелких и крупных бугорках, улечься между ними у меня очень плохо получалось.Из-за своей неопытности я выбрала совершенно не подходящее место для палатки. Поверхность была слегка наклонена под небольшим углом, и я то головой упиралась в стенку палатки, то, перевернувшись, съезжала вниз. Заснула я только под утро, когда на улице начало светать. Первую половину дня я потратила на выравнивание земли под спальником. Приходилось приподнимать разные углы палатки, чтобы хоть как-то добраться до корневищ и черепков, мешавших ночью.

Первые несколько дней я привыкала спать не в уютной домашней постели, а в достаточно тесном спальнике. К тишине привыкать не пришлось. Хотя до ближайшей земли и было около четырех километров водной глади, дискотечная музыка, игравшая на полную мощность, мешала спать. Это была моя первая серьезная поездка за пределы города со спальниками на такой долгий период. Единственный раз, когда это случилось, мне было лет шестнадцать. Я выезжала с группой на гору Аю-Даг, возле города Партени́т, в Крыму. Но тогда в четырехместной палатке умостилось восемь человек. Спать было неудобно, но за целый день я выбилась из сил, потому заснула моментально. Ночевали мы всего одну ночь, а вечером уже садились в поезд.

- Саш, ты тут впервые? – спросила я у охранника острова, когда они с напарником стояли возле берега и следили за порядком в толпе туристов на острове.

- Не, в прошлом году тоже тут был. Хочешь, покажу остров? – предложил мой новый знакомый

- Хочу, – обрадовалась я.

- После семи, как раз последние туристы уплывают, мы с дядькой поужинаем и сходим. Я тебе храм Артемиды покажу. Вернее развалины, – заинтриговал меня собеседник.

Остатки фундамента здания были расположены в старом раскопе еще начала всех археологических экспедиций на Остров. Находились они на глубине трех-четырех метров от поверхности. Раскоп был достаточно большим. Судя по всему, тут копали на протяжении трех или четырех сезонов. Края раскопа давно проросли толстыми стеблями какой-то травы, и теперь они напоминали природное убежище от всех ветров для старых, усталых камней. Большие камни были уложены в длинные полосы, в которых угадывался фундамент некогда большого здания. Внутри был различим фундамент для небольшого помещения, но он располагался выше основной кладки на тридцать или сорок сантиметров. Видимо, это помещение было построено позже, когда храм перестал существовать.

- Вот, смотри, здесь у них был алтарь, – показал Саша на остаток круглого цельного куска камня внутри фундамента. - На нем они приносили свои кровавые жертвы в канун полнолуния. По всем храму были расставлены множество свечей, и когда ритуальная жертва испускала последний нечеловеческий крик, все это приводило непосвященных в трепетный страх. Чувствуешь, как тут моторошно, алтарь и земля настолько пропитались кровью, что до сих пор чувствуется ... – пытался обрисовать свои фантазии мой спутник.

- А свечи восковые или парафиновые? – улыбнулась я.

- Во…, тьфу, сбила весь настрой. Я ведь серьезно, – обиделся парень.

- Сань, это вы рассказываете всем туристам, которые сюда приезжают? – мне стало весело.

- Ну, да, дядя Костя иногда проводит тут экскурсии. Правда, иногда он говорит, что в полнолуние тут бегали по острову в поисках девственницы и кого ловили того и … - парень повеселел и улыбнулся.

- Ну, выдумщики. Ладно, давай возвращаться, солнце село и уже ничего не видно.

- Кстати, если серьезно, то тут в прошлом году мой напарник решил переночевать, до утра не дотерпел, сбежал, сказал, как-то не по себе было.

- Хм, забавно, – подумала я.

Уже умостившись в спальнике, я подумала, что это уже не такая и плохая мысль провести ночь на тех камнях. Идея мне казалась хорошей, но не совсем веселой, все-таки в глубине души я была трусихой, хотя и не верила в сверхъестественное. Но, экспедиция скоро закончится, и не хотелось бы терять возможность лишний раз пощекотать свои нервы.

Следующий рабочий день выдался тяжелым. Сама лопата для меня была неподъемная, не то, чтобы грузить ею землю в тачки. Мне досталась старая лопата для погрузки угля. Перерыв я делала каждые 3 минуты работы, и радовалась возможности передохнуть, оперевшись на лопату, пока тачку, груженную землей, отвозят на отвал (место, где сбрасывают ненужную землю с раскопа). Подъем начинался в пять утра. Утренний туалет, и в половине шестого нас уже ждали с лопатами и тачками на месте. Каждый час давали десять минут отдыха, и мы, обессиленные, разбредались по разные стороны от раскопа, чтобы залечь в траву и насладиться шумом волн, все еще влажной, от утренней росы, травой и чистым воздухом.

В половине девятого нас ожидал горячий завтрак – каша с кружкой горячего чая. Сложно себе представить более ожидаемого события утром и более ожидаемого завтрака в моей жизни. После – час перерыва и снова за работу до обеда. Такой распорядок меня ожидал на все то время, что я тут пробуду. Тем, для кого дом и офис – вся жизнь, сложно было понять, как можно проводить отпуск не в комфортном номере какого-нибудь отеля в лености и неге, а заниматься тяжелым физическим трудом на пустом и безлюдном куске суши, потерянном где-то в море. Не шататься по дискотекам вечерами, а сидеть возле костра, пить горячий глинтвейн и слушать песни под гитару о героях давно минувших дней.

Я решила не откладывать запланированное событие и в субботний вечер остаться на старых развалинах. Воскресенье - выходной день, и можно не торопясь встретить рассвет, насладиться им и помечтать. Так и решила.

Взяла с собой только спальник и телефон, благо у нас каждый день можно было его заряжать от генератора. Свечки и зажигалку решила не брать - луна была похожа на огромный круглый фонарь, который и так неплохо освещал остров. Решила никому ничего не говорить, кроме Саши, но он посчитал мою идею сумасшедшей. В конце концов, насекомых никто не отменял, и они ночью могли забраться в спальник. Но для меня это был слабый аргумент, чтобы передумать. Место находилось почти на другом конце острова, достаточно далеко от лагеря. Саша меня проводил и предложил остаться, чтобы мне было не так страшно, но в этом совершенно не было необходимости. Пока он докуривал сигарету, мы разговорились, он рассказал, что живет недалеко отсюда, а Остров охраняет всего несколько месяцев в году, пока тут есть археологи. В начале сентября охрана с острова уезжает, и сюда заезжают черные археологи. Невеселая история.

- Сегодня тихо, – отвлекся от рассказа парень.

Я прислушалась, действительно ночные цикады спали.

- Сегодня полнолуние, они спят, – сказала я смеясь.

- Ага, ждут жертвоприношений, – поддержал шутку молодой человек и мы весело засмеялись.

- Ладно, пойду я. Мне еще обойти Остров нужно. Если тебя схватят древние шаманы – кричи, придется тебя освобождать, – смеясь, сказал Саша, и мы распрощались.

Я осталась одна. На удивление звуки музыки от дискотеки на материке сюда не доходили. Цикады тоже видимо решили сделать передышку. Слышно было только, как между стеблями сухой травы тихонько крадется ветерок и, достигая цели, приносит свежесть и приятный аромат ночных трав. Я разложила каремат возле одной из некогда существовавших стенок храма и залезла в спальный мешок. Сон не шел. Да мне и самой хотелось насладиться моментом. Я вслушивалась в тишину и покой исходивший от воображаемых стен старого сооружения. Луна смотрела на меня своим унылым и печальным лицом и словно насмехалась. Говорят, на Луну нельзя мечтать. Но в этот момент мне было все равно на поверья и присказки. Я начала воображать, как сюда когда-то пришли древние греки и в этом месте решили построить свой храм, чтобы поклоняться своим богам. Хотя, Луна и освещала землю ярко, не давая ночным небесным созвездиям-животным грозно смотреть на землю, все же можно было различить созвездие Лебедя, Ориона, Кассиопеи. В детстве меня научили, как искать Полярную звезду, и хотя, она все же не была самой яркой звездой, по моему мнению, я смогла ее найти с помощью Ковша Большой Медведицы. Удалось даже увидеть хвосты падающих комет и загадать первое, попавшее на ум, желание. Страха не было. Сейчас было самое подходящее время, чтобы полностью окунуться в мир древних греков