Блог портала New Author

04. Израильский синдром. Глава 2. Реанимация по-израильски. Часть 4. Летун

Аватар пользователя Голо Дранец
Рейтинг:
4

• ЛЕТУН

Чертежник

Примерно через год, освоившись с проектной работой в первой из фирм, я почувствовал себя конкурентоспособным. И тогда у меня состоялся разговор с хозяином: "Почему он дает мне несложную работу? ". Из-за этого я не продвигался в профессии и стало не интересно там. Но хозяин ничего и не изменил.

Ну и наивняк же я был - да хозяину было пофиг мое становление. Больше того, чем хуже адаптируюсь, тем меньше буду требовать от него. Вот всю жизнь мое идиотское правдоискательство корчит мне рожи.

Но со временем я уже ориентировался на рынке проектных фирм и нашел более крупную. Они приняли меня – ведь теперь я имел опыт работы по специальности в Израиле. Кроме того, их заинтересовали и льготы фонда Шапиро. Так я начал серию переходов из одной фирмы в другую.

Я познакомился с ивритом в 56 лет – это слишком поздно для достаточного владения языком. Да и в страну уже приехало так много русскоязычных, что неработающему можно было прожить и без иврита. Кроме того, в каких бы больших и маленьких фирмах я потом не работал, – везде были говорящие на русском. Но ведь мне-то до пенсии оставалось не менее аж 10 лет.

- Но это же прекрасно! – Скажете вы. Вот и я так думал, но лишь сначала. А потом это оказалось миной замедленного действия. Русскоговорящие не только сужают круг профессионального общения, но и перекрывает точное понимание официальных документов, написанных на высоком, а не на уличном иврите, который я начинал осваивать.

Один знакомый медик рассказывал случай, который произошел с ним:

- Стоим мы в коридоре больницы с одним из врачей-израильтянином и обсуждаем что-то - на иврите. Все ясно и понятно. В это время подходит его знакомый, вступает в разговор и в какой-то момент обращается к моему прежнему собеседнику. Из услышанного я понял лишь несколько отдельных слов.

Потом, когда мы опять остались вдвоем я спрашиваю:

- А на каком языке вы сейчас говорили?

- На иврите, - он удивленно посмотрел на меня. Потом, после паузы добавил:

- Извини, я не предупредил его. Это был высокий иврит.

О великий высокий еврейский язык!

Понятно, что со своим еще куцым ивритом я мог рассчитывать, максимум, на работу чертежником.

Спустя несколько месяцев русскоязычный хозяин одной из фирм, перевел меня на должность инженера. И сразу же появилась необходимость участвовать в совещаниях, вести деловую переписку с другими партнерами, подписывать серьезные документы, выезжать на строительные площадки и оставлять там письменные указания – и все на достаточно высоком иврите. Мне это было совершенно недоступно.

И представляю сколько улыбок вызвали почти не понятные им записи, которые я успел сделать, – хотя над языковыми ошибками здесь никогда не смеются. Да и кому смеяться, если подавляющая часть страны - приехавшие и совершенно косноязычные.

Хотя надо сказать, что везде инженерами работали и “русские”, но они приехали еще молодыми и быстро освоили язык.

Небольшое отступление: в любом новом языке чтение и письмо всегда слабее устной речи, ведь разговаривают чаще, чем читают, а тем более пишут. А у меня с этим совсем плохо и до сих пор. Вот только здесь я ощутил каждой клеточкой – как же комфортно, когда свободно владеешь языком. Это сродни воздуху, важность которого чувствуешь лишь при его нехватке. Это как поместить морскую рыбу в тесный аквариум. Именно это породило первые сомнения в разумности эмиграции.

Сергей Довлатов говорил: "Без языка человек теряет 80% своей индивидуальности".

А я без нее – вообще никто. Так надо ли было к этому бежать, задрав штаны?

Люди часто говорят: "Я хотел бы умереть…". Так вот я хотел бы умирать В СВОЕЙ ЯЗЫКОВОЙ СРЕДЕ.


На месте хозяина я бы тоже не доверил инженерную часть работы специалисту любой квалификации, но с уровнем иврита, как у меня, не позволяющим свободно читать нормы. Я понимал хозяев и не огорчался - иначе можно было свихнуться. Я считал, что главное – это не раздувать щеки от своей значимости, а реально смотреть на вещи и БЫТЬ В ЛАДУ С СОБОЙ.

Для меня всегда было правилом номер один - работа должна быть интересна мне. Если же она оказывалась скучной или монотонной, то я придумывал какие-то приемы, позволяющие превратить ее почти в игру, как-то разнообразить. Эдакий не по возрасту заигравшийся мальчик. Мне уже было не важно кем я числюсь – инженером или чертежником – главное, чтобы интересно.

Теперь, когда конструкции стали совершенно понятны мне, я нырнул в программу черчения – AutoCad. Именно для этого закончил сначала курс по ее основам, а затем углубленный – программирование в AutoCad (освоил и часто использовал язык Lisp).

Теперь об отношениях. В начале работы я поразился факту - в разных фирмах наибольшие мои проблемы исходили именно от русскоязычных. Но потом догадался – ну все же правильно.

Нишу чертежников в стране заняли, в основном, "русские" женщины которые работали (до приезда в Израиль) рядовыми инженерами не более 5-10 лет, т.е. с небольшим опытом проектирования. Мой же стаж работы до Израиля почти 20 лет уже в должности главного специалиста. Это смахивало на приход взрослого дяди в младшую группу детского сада – и при этом на нем были короткие штанишки с помочами.

Вот и получалось, что я общался с ивритоговорящими специалистами на равных, - я просто молча рисовал эскизы (ведь карандаш - международный язык инженера). Все начинали считать, что таким и должен быть уровень чертежника. Когда же после работали с "русской", то ей оставались недовольны – приходилось для нее рисовать эскизы, все "разжевывать", тратить время. Не нравилось девчатам и то, что только мой материал не проверяли - сразу отправляли в печать и заказчику, а их чертежи возвращали на доработку.

Были случаи, когда я находил ошибки в решениях молодых инженеров и ставил их в известность – они всегда соглашались со мной. Я понимал, что ставлю их в неловкое положение и говорил корректно, но закрывать глаза на безграмотность я не мог, – это надо было ломать себя.

Мой опыт начинал вредить мне. "Русские" объединялись и начинали дружить против меня. Соответственно, настраивали и хозяина, и инженеров. Понятно, что проще решить эту проблему, зарезав одного паршивого барана (то бишь, уволив меня), а не молодую компанию овец-чертежниц – нехилыми еврейскими грудями прокладывающих дорогу к светлому будущему Израиля. Я был для них, как отец и этот возрастной разрыв во всех фирмах только вредил мне.

В результате я искал новое место работы, но с каждым переходом находил его все легче и легче. Прежние хозяева хорошо отзывались обо мне (при вопросах по телефону), да и растущий стаж работы говорил за себя.

Был даже такой почти анекдотический случай. Хозяин крупной фирмы сказал инженеру распечатать часть материала высотного здания. Этот раздел выполнял я и работу не закончил. Когда я узнал, что эти чертежи собираются передать заказчику проекта, я отказался распечатывать их. Подумал - инженер хочет отправить их на стройку и отчитаться об окончании работ, а потом ошибки свалит на меня.

После этого хозяин пришел ко мне сам и объяснил, что чертежи нужны только для совещания – по ним не будут строить. Такую непокорность инженер не простил мне - он поддержал чертежниц и "меня ушли".

Но вот новое место работы нашел мне именно хозяин этой фирмы – а такое дорогого стоит.

Был даже случай, когда я попал в фирму, в которой работал всего один чертежник, – соответственно, и в фирме проектировали небольшие здания . Хозяин помучился с моим ивритом и устал – уволил меня и принял израильтянку. Но не прошло и месяца, как он позвал назад. Наверное убедился, что понимание конструкций важнее правильного иврита – вот только тексты примечаний теперь он уже писал сам.

Но мне хотелось работать в крупных фирмах и я решил найти какую-нибудь посолидней. Перемены уже не пугали. Я знал, что в Израиле действует принцип: "Нашел место - ищи лучшее".

Паль-Каль

А теперь о фирме, которая заслуживает особого внимания.

Я уже знал, что в стране разработана и широко используется интересная конструкция – система большепролетных облегченных перекрытий "Паль-Каль". Мне хотелось хорошенько разобраться в ней и я послал свое резюме и льготы "Шапировки" ее изобретателю Эли Рону. Он был хозяином фирмы, проектирующей огромные залы с большим расстоянием между колоннами - для них эта конструкция наиболее эффективна. Придя туда, я узнал, что здесь до меня работало несколько русскоязычных с "Шапировкой", - но недолго. Это наводило на размышления.

Поработав там инженером, я нашел в проектах принципиальные решения, запрещенные российскими нормами (ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ: например, большепролетные перекрытия опирались не на балки между колоннами, а только на диаметры опор-стоек – даже без конусных расширений-вутов вверху. Провисание плит приводило к слишком резкой концентрации напряжений в местах их точечных опор. При этом все необходимые дополнения можно было спрятать в толщине почти пустой высокой плиты перекрытия и эстетика потолка ничуть не пострадала бы – он остался бы гладким).

Но если принять мои выводы, то оказалось бы, что по многим проектам Эли Рона здания строятся и уже построены с недопустимыми ошибками и очень опасны. Кроме того, надо вносить изменения и в разрабатываемые проекты, и в отработанную технологию строительства перекрытий "Паль-Каль".

Да только ненормальный человек может надеяться, что хозяин пойдет на это. Вот прямо послушает меня, посыплет голову пеплом и перечеркнет все дело своей жизни. Тоже мне, психолог-ухошлеп.

Так вот если вы думаете, что еще не родился такой шизик, который может надеяться на это, то ошибаетесь – он перед вами. Наверное, именно такие "находки" и были причиной увольнения моих предшественников русских-шапировцев.

Конечно, какое-то тридевятое чувство подсказывало мне: "Не вякай – тебе же спокойнее будет!". Да только кто же слушал этого несчастного раба, которого я так и не выдавил из себя. После разговора об этом с хозяином, я через полгода опять искал новую работу.

Но на этом история не закончилась. Прошло несколько лет… Впрочем, дальнейшее лучше не пересказывать, а дать цитаты из Интернета:

"Вечером 24 мая 2001 года, в иерусалимском зале торжеств "Версаль", произошла катастрофа: в результате обрушения пола верхнего (третьего) этажа 23 человека, пришедших на свадьбы, погибли, свыше 400 получили ранения. Это была крупнейшая "бытовая катастрофа" за всю историю Израиля.

Эксперты заявили: обрушение пола произошло, так как здание было построено по технологии "Паль-Каль", разработанной в конце 70-х годов (еще в 2000-м году данная технология была признана специалистами из Хайфского Техниона недопустимой для строительных учреждений, однако на правительственном уровне не было принято никакого решения). Всего в Израиле в 80-90-е годы по этой технологии было построено около 3 миллионов квадратных метров жилой и служебной площади…

Иерусалимский окружной суд приговорил инженера Эли Рона к лишению свободы на 4 года".

Но и это не все! Судьба, большая шутница, не удержалась от насмешки и здесь. Мои знакомые сообщили, что в одной фирме ищут на временную работу проектировщика. И я решил встретится с хозяином – просто поговорить. Так вот, оказалось, что им нужен человек для составления схем разрезки именно перекрытий "Паль-Каль" ряда зданий. И я впервые проектировал не строительство, а разрушение. С удовольствием! Как всегда.

Вот вам и случайность – принимал участие в уничтожении того, что я же и создавал раньше. Только занимался этим в разных фирмах.

Эта работа появилась в связи с выводами комиссии, принявшей решение о замене ВСЕХ (понимаете – ВСЕХ!) перекрытий "Паль-Каль", которые наплодил Эли Рон по всему Израилю.

Продолжение следует

Рейтинг:
4
Ведруса в пт, 17/08/2018 - 23:26
Аватар пользователя Ведруса

И тогда у меня состоялся разговор с хозяином, почему он дает мне несложную работу. Из-за этого я не продвигался в профессии и мне стало там не интересно. Но хозяин ничего не изменил.

- Но это же прекрасно! – (С)скажете вы.

Русскоговорящие не только сужает

Именно это породило первые сомнения в разумности эмиграции.

вот, наконец-то! А я всё хотела об этом спросить. Лайк

На месте хозяина я бы тоже не доверил инженерную часть работы специалисту любой квалификации, но/с таким/ с (моим) уровнем иврита, (как у меня) - не позволяющим даже свободно читать нормы.

Если же она оказывалась скучной или монотонной, то я придумывал какие-то приемы, позволяющие превратить ее почти в игру, как-то разнообразить. Эдакий не по возрасту заигравшийся мальчик.

нормальное состояние творческого человека, очень знакомо))

(я)и просто молча рисовал эскизы

то (ей)ею оставались недовольны

(сообщал)ставил их (им) в известность

чертежник, соответственно, (он) и проектировал небольшие здания.

что здесь(,) до меня работало несколько русскоязычных с "Шапировкой", (-) но недолго.

Поймала себя на том, что увлеклась вашим строительным рассказом, хотя уже и спать хочется. Лайк +++++++++++++

__________________________________

Не говори Богам, что ты в беде. Скажи беде, что ты с Богами.

СИРена в сб, 18/08/2018 - 09:36
Аватар пользователя СИРена

Чтобы отделить абзацы, выделите весь текст и нажмите четвёртый значок слева (<>).
Не надо мучиться и вручную отделять каждый абзац стрелочкой.

__________________________________

События не всегда подконтрольны нам. Но мы всегда можем контролировать свое понимание этих событий и свою реакцию на них. "Iuppiter iratus ergo nefas".

Голо Дранец в сб, 18/08/2018 - 09:50
Аватар пользователя Голо Дранец

Чтобы отделить абзацы, выделите весь текст и нажмите четвёртый значок слева (<>).

СИРена, вот спасибо, - не знал. Учту.

Голо Дранец в сб, 18/08/2018 - 10:39
Аватар пользователя Голо Дранец

1) Ведруса, - это от "ВЕДающая РУСский язык"? Расшифровка пришла (в голову) ночью.

Я все не сплю, "я думаю о вас,

И повторяю в мыслях ваше имя".


2)

...увлеклась вашим строительным рассказом...

Это сладкое слово "увлеклась" - сейчас в отношениях его почти вытеснило слово "любовь". Или любовь, или ничего.

А для пишущего - так это, вообще, высшая характеристика его труда (имхо).


Спасибо за... Победа

Димитрий Галкин в сб, 18/08/2018 - 10:56
Аватар пользователя Димитрий Галкин

Да, без AutoCad никак нельзя. Однако, представить не могу, как интерфейс программы выглядит на иврите. Или он англоязычный? Тогда проще, но все же чертежи с комментариями на иврите выглядят, наверное, любопытно)))

__________________________________
Голо Дранец в сб, 18/08/2018 - 11:27
Аватар пользователя Голо Дранец

Да, без AutoCad никак нельзя. Однако, представить не могу, как интерфейс программы выглядит на иврите. Или он англоязычный?

В Израиле AutoCad только на англ. Слишком дорого переделывать весь интерфейс из-за одной маленькой страны.

А уже потом местные умельцы подключили к нему текстовый редактор с ивритом - для примечаний. Хотя он нередко глючит.


Дима, но хотелось бы узнать Ваше мнение (как пишущего) о рассказе - держит ли внимание, что Вы дали бы иначе и т.д.

Напитки

Димитрий Галкин в сб, 18/08/2018 - 12:49
Аватар пользователя Димитрий Галкин

хотелось бы узнать Ваше мнение

Безусловно, повествование захватывает. Возможно из-за простоты изложения, но это как раз самое главное. Продолжайте в том же стиле и духе. Ещё очень интересно прочитать про Израиль из первых уст, так сказать. Получается очень здорово. Я лично - читаю с удовольствием!

__________________________________
ласточка_85 в сб, 18/08/2018 - 13:08
Аватар пользователя ласточка_85

Жуть какая! Погибнуть по ошибке строителей!

__________________________________

Hе тoт нacтoящий мyжчинa, кoтopый cpaжaетcя c дpaкoнoм зa тебя, a тoт, ктo ocтaётcя c тoбoй, кoгдa дpaкoн этo и еcть ты ("Рассказано").

Голо Дранец в сб, 18/08/2018 - 14:39
Аватар пользователя Голо Дранец

Продолжайте в том же стиле и духе.

Дима, трудно поверить, но я очень долго искал в какой форме подать то, что накопилось. То выходило слишком подробно, то сухо,...

За 22 года накопилось столько ситуаций, что могло вылиться в "Войну и мир". Вот только читать длинно нет ни у кого времени сейчас.

Выброшенное тоже интересно и, возможно, дам потом - как отдельные рассказы.

А Ваше одобрение "стиля и духа" говорит о том, что нашел неплохой вариант.

Спасибо.

Голо Дранец в сб, 18/08/2018 - 14:50
Аватар пользователя Голо Дранец

Жуть какая! Погибнуть по ошибке строителей!

Ласточка, если бы это был несчастный случай, но ведь здесь хозяина фирмы предупреждали, к чему это может привести, но ему не хватило мужества сказать: "Да, я не прав".

Но, честно сказать, за всю жизнь я встретил только 3-4 человека, которые поднялись вслух до такого признания.

Я считаю, что умение признать свою ошибку - это признак силы, а не слабости. Мое уважение к ним многократно возрастало

Цветок

Юджин в ср, 09/01/2019 - 04:34
Аватар пользователя Юджин

Да, было интересно почитать. Я прожил в Израиле 17 лет, с 1990 года по 2007, пока не уел в Канаду.
Так как я приехал в возрасте 18-ти лет, то иврит освоил относительно быстро, потом армия, служба в полиции и в сверхсрочке. Я работал в армии учителем вождения всех видов внедорожной и грузовой техники, и иврит знал практически как родной.
Моя мама отработала в Израиле инженером, и тоже на автокаде. В компании "БАРАН")) и в ИНТЕЛе.
Однажды, когда она только начала работать, решила блеснуть ивритом перед начальником, и на его вопрос "Как дела", ответила заученной заранее фразой, как она думала, произнесенной правильно: "ХаИм кашИм, авАль меоненИм...".Как она думала сия фраза означает(дословно): "Жизнь тяжелая, но интересная".
Она не могла понять почему ее бос вытаращился на нее круглыми глазами, как и окружавшие их сослуживцы, а потом он просто свалился на пол от хохота... Оказалось, что мама не правильно произнесла последнее слово. Вместо слова "меуньяним"-(интересная, мама произнесла "меоненим", что означает...сории...анонируем))) То есть на вопрос боса как дела, моя мама - инженер с двумя высшими образованиями и 25 летним стажем начальника отдела в СССР, ответила:
"Жизнь тяжелая, но мы анонируем" ЛОЛ)))

__________________________________

• ...Кто хочет научиться летать, тот должен сперва научиться стоять, и ходить, и бегать, и лазить, и танцевать: нельзя сразу научиться полету!
Ф. Ницше

Ведруса в ср, 09/01/2019 - 12:27
Аватар пользователя Ведруса

Юджин

ЛОЛ))) Большая улыбка

__________________________________

Не говори Богам, что ты в беде. Скажи беде, что ты с Богами.