Школьная байка о бедной Муму
Ни для кого сегодня не секрет, что читающих детей становится все меньше. Да чего греха таить - среди молодых родителей их днем с огнем не сыщешь! А если и сыщешь, то вдвойне обидно становится за наших классиков: литературные горизонты мам и пап, рожденных в лихие девяностые, ограничиваются дешевым бульварным чтивом. В связи с этим вспомнилась мне одна история, связанная с именем великого Ивана Сергеевича Тургенева и его душераздирающей «Муму».
Так случилось, что этот текст в рамках новых образовательных стандартов стал изучаться уже в курсе литературы за пятый класс. Именно с него начинается «взрослое» по меркам одиннадцатилетних детей формирование личности. И именно оно является преамбулой в большой мир русской классики. Понятно, что «крепостное право» и проблема нравственного выбора малопонятные термины для неокрепших умов. Приходится выкручиваться: использовать разные методы, приводить примеры, распинаться в красноречии, - что угодно, - лишь бы заинтересовать, донести, раскрыть понятие. Однако самая большая сложность заключается совсем не в этом. Чтобы обсуждать произведение, его надо … прочитать. Привыкшие к одностраничному объему сказок дети с ужасом пересчитывают страницы текста. Не прочитав ни единого слова рассказа, они уже начинают его тихо ненавидеть. Конечно, в каждом классе найдется умничка, ответственно прочитавшая текст к положенному сроку и заслуженно получившая отличную отметку на первом же уроке. А дальше начинается самое интересное.
Натренированные стратегическими компьютерными играми двоечники начинают разрабатывать свой «план Барбороса» - ухода от ответа по содержанию. Здесь их полет фантазии зашкаливает: от банального «я болел – заболел - заболею» и «можно выйти», на худой конец «я забыл», до более изобретательных. Например, выловить отличника в коридоре на перемене и заставить им пересказать (очень живописная картинка, кстати). Но есть и такие, кто решается идти Ва-банк: пересказать то, что он думает должно быть в этом тексте (нет, ну мало ли - может, учитель не читал?). Такие запоминаются на всю жизнь. У меня их было в разных классах двое.
Зная заранее (из достоверных источников, они тоже есть в каждом классе) , что Даниил не готов, спросила первым именно его. Уж больно хотелось посмотреть на его реакцию. На мое удивление подросток встал с совершенно невозмутимым видом и начал:
- Жил-был глухой Герасим. У него был пес, его звали Муму.
- Точно пес? – уточнила я.
- Да пес, белый, с черными пятнами, - продолжая себя топить, ответил Даниил, - так вот, жила она, жила….жила … вечно путалась у него под ногами, надоела жутко… и он решил её утопить.
Камерная тишина класса. Даже другим стало интересно необычное развитие сюжета. Сосед по парте безнадежно пинает друга под столом, но Даня непоколебим: все молчат, значит он на правильном пути.
- Так вот… странным типом оказался этот Герасим. Он пришел домой и лег спать, а когда его спросили о собаке, он сказал (!!!), что она пошла гулять, хотя он знал: она давно уже на дне морском!
Тут класс не выдержал, и оглушительных хохот прокатился по все четырем этажам школы! Ученик понял, что потерпел фиаско, но сдаваться даже и не думал:
- Я же говорил тебе! – отчитывал он разрывающегося от смеха соседа. – Это не собака была!
Класс снова замер.
- Да ладно, - раздалось с последних парт.
Теперь уже стало интересно мне.
- А кто? – осторожно поинтересовалась.
- Как кто? Корова!
Все! Амба! Приехали! Класс катался по полу, коридор гудел, двери соседних кабинетов начали с укором открываться и закрываться, демонстрируя недовольство коллег шумом. Но от меня уже ничего не зависело: урок был безнадежно сорван, из груди вырывались предательские смешки.
Пытаясь хоть как-то взять себя в руки, я вновь обратилась к новоявленному Мюнгхаузену:
- Даниил, извини за нескромный вопрос. А почему корова?!
- Как почему??? Ну, на конфетах же «Муму» изображена корова!
С тех пор уже прошло пять лет, но ни неприятная беседа с начальством, ни упреки коллег не могут омрачить мои воспоминания об этом дне.
В завершение вспомнились слова Тэффи о том, что «анекдот тогда лишь смешной, когда он не из жизни, в обратном случае – это трагедия». Сложно не согласиться, глядя на современное поколение, литературное пространство которого ограничено чтением фантиков от конфет и инструкций на освежителе воздуха.
Уважаемая Евгения, Вы часто пишите, молодец. Я понял, что Вы учительница русского языка и литературы. В рассказе Вы делитесь с вашими производственными проблемами. Я Вам верю, потому что сам когда-то был такой же как Ваш Даниил. Можно только посочувствовать, но так было всегда. Ваша роль - роль воспитателя, надо как-то изловчиться и привить любовь к литературе. А вот как? Желаю Вам удачи. +
С уважением
Глебов Иван Тихонович
смех сквозь слёзы
http://www.newauthor.ru/users/khoroshkov-aleksej
Да, Евгения, было бы смешно, если бы не было так печально.
Не говори Богам, что ты в беде. Скажи беде, что ты с Богами.
Спасибо за комментарии
Можно только посочувствовать, но так было всегда. Ваша роль - роль воспитателя, надо как-то изловчиться и привить любовь к литературе.
Стараемся, но, к сожалению, все чаще натыкаемся на равнодушие и упреки со стороны родителей. Перекладывая ответственность на педагогов, они снимают с себя все родительские обязательства.
Вот написала, душу отвела и, вроде, полегчало! И мир стал краше!
Е.В.А
В моей школе тоже ходил анекдот про ученика, который сообщал, что в конце повести Тарас женится на Бульбе и у них родятся дети!
Е.В.А
А новую интерпретацию "Мцыри" слышали, Апрельская ведьма"? "В горах, глубоко в ущелье, был монастырь. В нем жили мцыри (написание авторское), и вот одна мцыря сбежала...?
Е.В.А
У вас еще полно будет таких перлов, Женя!
Я вот слышал как отец Дубровского встретился с медведем в поезде
http://www.newauthor.ru/users/khoroshkov-aleksej
Вот уже и подборка перлов!
Не говори Богам, что ты в беде. Скажи беде, что ты с Богами.
Е.В.А
к сожалению, школьников кроме соцсетей ни какое чтиво цаще всего не интересует+
Я никогда не бываю одна. Ко мне то приходит вдохновение, то лень, то капец. Причем лень значительно чаще
было бы смешно, если б не было так грустно (
Лиля! Ну вы и насмешили!
Евгения! Без слов... +++
помню в шестом классе писали изложение по рассказу Миша и волки. Учительница по русскому была дама, скажем так, язвительная.
- И в чьём же пазаду бежали волки? - торжественно спросила меня она на следующем занятии.
- В Мишеном, - ответила я.
Люба
Е.В.А
Это ещё ничего! А в 10 классе они скажут:"Наташа женилась на Болконском и уехала с ним в ссылку..."
Друзья! Не хочу вас потерять. Я ВКонтакте: vk.com/id15647262
Да, Евгения. Времена изменились. Успокаиваю себя мыслями, что современные дети уже переросли наш сегодняшний подход к образованию. Возможно непрочитанные "Мумы" компенсируются чем-то более нужным для современного развития. Ведь жизнь быстро меняется сегодня. Неужели нЕчего предложить детям кроме "Мумы" и Войны и мира.
Беру грех на душу и думаю: правильно делают, что не читают.
ИМХО
Бог создал женщин красивыми, чтобы их могли любить мужчины, и — глупыми, чтобы они могли любить мужчин.
(Фаина Раневская)
Спасибо за отзыв, Tsaritsa.
В том-то и проблема, что есть новые тексты! В.Железняков "Чучело", Л.Кассиль "Ранний восход", Тэффи "Рассказы" и много других интересных! Не читают! Читать, ведь, можно, что угодно. Здесь главное понимать, с какой целью? Классическая литература берется за основу, не только потому что в ней поднимаются актуальные проблемы современности, как было "тогда и как сейчас". Тексты того же Тургенева, Пушкина, Лермонтова, Достоевского и т.д являют собой образец красивой грамотной художественной речи! Читая классику, дети волей не волей привыкают к правильному написанию слов, на интуитивном уровне развивают орфографическую зоркость, обогащают лексикон. Я не против современных писателей. Сама защищала диплом по Борису Акунину. Речь уже даже не идет о культуре чтения и литературных предпочтений. Речь идет о литературной деградации подростков. А ведь именно они являются носителями русского языка! И КАК ОНИ им владеют сейчас, ТАК им будут владеть наши правнуки!
Е.В.А
Бедные детишки. Совсем ничего не читают сейчас. Вот раньше-то! Оно ага - и трава имела более интенсивный хлорофиловый, ваще все читали, каждый с томиком Борхеса под мышкой ходил. Не то, шта сейчас поколение неучей.
Фу, бл@. Это отвратительно. Использовать крыс.
Он, видно, в ссоре с головою.
Видно, сам себе он враг.
Надо ж выдумать такое...
Во дурак!
Спасибо за содержательный, а главное - конструктивный отзыв...
Е.В.А
Он, видно, в ссоре с головою.
Видно, сам себе он враг.
Надо ж выдумать такое...
Во дурак!
Влад, зря иронизируешь. Правда, читали. Родители выписывали кучу газет и журналов, в том числе, и литературных, потому что хорошие книги было трудно достать, а в Роман-газете печатали молодых авторов талантливых. Я там и Пикуля, и Айтматова, и многих других впервые прочитала. СССР была самой читающей страной в мире.
Не говори Богам, что ты в беде. Скажи беде, что ты с Богами.
Из крыс со школьной скамьи вырастают преступники, корпоративные шпионы и плагиаторы. Учтите это при воспитании детей.
Он, видно, в ссоре с головою.
Видно, сам себе он враг.
Надо ж выдумать такое...
Во дурак!
И сейчас читают.
И гораздо больше.
Он, видно, в ссоре с головою.
Видно, сам себе он враг.
Надо ж выдумать такое...
Во дурак!
Обязательно учту, спасибо за совет.
Е.В.А
Так ЧТО читают! Беллетристика в лучшем случае!
Е.В.А
Это откуда же такое мнение?
Он, видно, в ссоре с головою.
Видно, сам себе он враг.
Надо ж выдумать такое...
Во дурак!
Из опыта, Владислав, из опыта...
Е.В.А