Блог портала New Author

17 ответов [Последнее]
Аватар пользователя СИРена
Оффлайн
Регистрация: 31.10.2011

Поговорим о составляющих художественного произведения: теме, идее, проблематике, конфликте, композиции, сюжете.

Тема – это коротко: о чем данное произведение.
Проблема – ключевой вопрос, который поднимает произведение.
Идея – ответ на этот вопрос.

Идея в произведении обязательно должна присутствовать. Ее можно сравнить с душой произведения, а без души, сами понимаете, оно не затронет читателя сто процентов, оставит равнодушным.
Подумайте над следующими примерами.

• В «Крестном отце» главный герой любит и уважает семью и поневоле становится мафиозным доном. «Верность семье приводит к преступлениям» - идея романа, блестяще доказанная Пьюзо.
• В повести «Старик и море» Хемингуэй доказывает идею: «мужество приносит спасение». В случае со старым рыбаком это справедливо.
• Ле Карре в романе «Шпион, который пришел с холода» показывает, как может пасть духом даже лучший из разведчиков, осознав двуличность правительства, на которое работает. Идея: «осознание ведет к самоубийству».
• Идея Кизи в романе «Пролетая над гнездом кукушки» заключается в том, что «даже самая мощная и безжалостная машина психиатрической лечебницы не в силах сломить человеческий дух».
• «Лолита» Набокова доказывает, что «великая любовь приводит к смерти». Справедливо в случае с Гумбертом Гумбертом.

И что, в каждом произведении есть идея? Да. Одна-единственная? Да. Ехать на двух велосипедах сразу невозможно. Так же невозможно отстаивать в романе две идеи одновременно. Представим, что Кизи вдруг решил доказать, что «любовь побеждает все», помимо того что «даже самая мощная и безжалостная машина психиатрической лечебницы не в силах сломить человеческий дух». Во что бы тогда превратился роман? Правильно, в дурдом. Совершенно очевидно, нельзя вводить в художественное произведение две идеи сразу.

Идея — это вывод из довода. И в документальной, и в художественной литературе закон один: из одного довода может последовать только один вывод. Допустим, погибает персонаж. Как он погиб? Убит при попытке ограбления банка. Банк он грабил, потому что были нужны деньги. А деньги были нужны, чтобы уехать с девушкой, в которую он до безумия влюблен. Итак, из-за своей любви он принимает смерть. Вот вам идея романа: «безумная любовь ведет к смерти».

Специальной формулы, позволяющей создать идею произведения, не существует. Однако, по Эгри, каждая идея должна включать в себя персонаж, который через конфликт приходит к результату. Трус отправляется на войну и становится героем. Герой вступает в бой и оказывается трусом. У Самсона отрезают волосы, и он утрачивает силу, но потом вновь ее обретает. Формулируя идею, помните о трех ее столпах: персонаже, конфликте и результате. Драматическое произведение рассказывает о том, как меняется герой, переживая кризис. В идее сжато изложена суть подобной трансформации.
Некоторые писатели считают, что идея не важна, они пишут, как бог на душу положат, основываясь на интуиции. И часть из них добивается успеха. Но если рассмотреть каждый отдельный случай, почему тот или иной роман получил признание, а другой нет, станет очевидно. Роман без идеи никогда не обретет успех, это произведение ни о чем. Возможно, его прочитают, но тут же забудут. Подавляющее большинство романов, которые не удалось продать издательствам, не имели идеи. Зато во всех романах, имевших успех, идея присутствовала. Иногда автор сам не может понять, есть в его произведении идея или нет. Так вот, если персонажи вступают в конфликт, ведущий к кульминации, то идея есть сто процентов. Исключений нет. Если сравнить произведение с домом, то персонажи – это кирпичи, конфликт – строительный раствор, идея – форма. За всем этим следует каркас дома – сюжет.
Что такое сюжет? Сюжет — это изложение последовательных событий. Конкретно, последовательность событий, в которых задействованы люди-персонажи. Причем не просто персонажи, а интересные персонажи. Читать просто о ком-нибудь скучно. Хочется читать о персонажах, способных будоражить воображение. С учетом этого сюжет можно определить как «изложение последовательных событий, вовлекающих людей-персонажей». И не забываем, что персонажи в результате конфликта должны меняться. Если персонаж на протяжении всего сюжета не меняется под действием страданий, которые видит или испытывает, получается не сюжет, а повествование о приключениях. Поэтому полное определение сюжета звучит так: «Сюжет – это изложение последовательных событий, вовлекающих людей-персонажей, меняющихся в результате произошедших событий».
В произведении с драматическим сюжетом персонажи борются с трудностями. По сути дела, только такое произведение заслуживает внимания читателя. Можете написать роман, в котором персонажи страдают, становясь участниками определенных событий, при этом персонажи, не пытаясь справиться с трудностями, будут абсолютно инертными. Если персонажи под воздействием обстоятельств меняются, что ж, у вас получится сюжет, но его нельзя будет назвать драматическим. Чтобы получилась драма, персонажи должны бороться. Читатель может проникнуться сочувствием к персонажу страдающему, но только персонаж борющийся способен полностью приковать к себе внимание, захватить воображение.
В правильно построенном сюжете события (А, В, С, D, Е и т. д.) вытекают одно из другого. Событие В невозможно, пока не произошло событие А. Событие С не может произойти до событий А и В. Читатели очень хотят знать, что произойдет дальше. Они полагают, что события, о которых им уже стало известно, должны иметь последствия. Из событий, связанных причинно-следственными отношениями, сплетается удивительная ткань сюжета. Когда читатели и критики называют сюжет «сильным» или «слабым», они имеют в виду как раз причинно-следственные связи событий.
В сюжете есть такие структурные элементы:
1. Экспозиция – то, что предшествует непосредственному развитию сюжета. Так сказать расстановка сил и декораций, чтобы ввести читателя в курс дела. Может быть, а может и не быть.
2. Завязка – событие, которое является началом действия, конфликта.
3. Развитие событий.
4. Кульминация – пик событий, самый напряженный момент.
5. Развязка – разрешение конфликта, чем он закончился.
Иногда автор может поиграть с элементами сюжета, например, начать с развязки или кульминации, а потом вернуться в прошлое и показать, что к ней привело. При грамотном использовании тоже способно дать сильный эффект. Но ключевое слово – при грамотном.

Теперь остановимся подробнее на конфликте.
Конфликт – столкновение желаний персонажа с противодействием. Противодействие может исходить откуда угодно: со стороны природы, других персонажей, сверхъестественных сил, иного измерения, космоса, и даже со стороны самих героев. Борьба с противодействием и возникающий в результате конфликт проливают свет на персонаж, полностью раскрывают его. Читатель понимает, кто ваш герой. Конфликт в художественном произведении всегда развивается по схеме действие – противодействие. Конфликт разгорается, когда, во-первых, у персонажей разные цели, а, во-вторых, они испытывают острую необходимость этих целей достичь. Если ставки высоки и ни одна из сторон не уступает, имеются все предпосылки для создания высокохудожественного произведения. Регулируем силы противодействия. В высокохудожественном произведении главный герой равен но силе сопернику, они достойны друг друга.
Необходимость внутреннего конфликта.
Внутренний конфликт возникает в душе персонажа, когда он сталкивается с каким-нибудь препятствием. Внутренний конфликт порождает столкновение в сердце героя чувства долга и страха, любви и вины, честолюбия и совести. Персонажи переживают внутренний конфликт точно так же, как люди из плоти и крови. Благодаря внутреннему конфликту персонаж не просто становится интересным читателю, внутренний конфликт делает героя запоминающимся. Если читатель сопереживает герою, значит, героя терзают муки внутреннего конфликта. Если персонаж несчастен, трагичен, но внутренний конфликт отсутствует, читатель сможет только пожалеть героя, не более.
Типы конфликта: «статичный», «скачкообразный» и «медленно развивающийся».
Статичный конфликт не развивается по ходу действия произведения. Интересы персонажей сталкиваются, но накал держится на одном уровне. К формам статичного конфликта относятся спор и ссора. При статичном конфликте действие в романе замирает, подобно кораблю, севшему на мель. Эгри подчеркивает, что персонажи в статичном конфликте не изменяются. Застенчивый остается застенчивым, храбрый – храбрым, слабый – слабым. Статичный конфликт немногим лучше полного отсутствия конфликта – и то и другое вызывает у читателя скуку.
В скачкообразном конфликте накал меняется резко, спонтанно. Персонаж может отреагировать на сложившуюся ситуацию неожиданно. Окружающие ждут легкого раздражения, а он вдруг взрывается со всей горячностью и злобой, на какие только способен. Скачкообразный конфликт чаще всего встречается в дешевых мелодрамах. Персонажи таких мелодрам то признаются в любви, то осыпают друг друга оскорблениями и попреками, потом просят прощения, прощают и т. д. У читателя голова идет кругом. Конечно, бывают ситуации, допускающие резкую смену эмоционального настроя персонажа. Если Годзилла неожиданно наступит на дом персонажа – жди скачкообразного конфликта. Скачкообразный конфликт неуместен, когда скачок (резкая смена эмоционального состояния персонажа) не оправдан сложившейся ситуацией. В лучших драматических произведениях конфликт развивается медленно. Конфликт позволяет читателю узнать, какой у персонажа характер.
Медленно развивающийся конфликт покажет персонаж более полно, ярко, четко, поскольку на каждой его стадии персонаж будет действовать по-разному. По мере развития конфликта развивается и сам персонаж – читатель видит все грани характера героя. В медленно развивающемся конфликте эмоциональное состояние героя меняется плавно: от досады – к раздражению, от раздражения – к злобе, от злобы – к ярости, от ярости – к бешенству. В скачкообразном конфликте раздражение героя сразу сменится яростью. В статичном конфликте персонаж постоянно находится в одном и том же эмоциональном состоянии, например, раздражения. Кульминация полностью раскрывает персонаж, представляет нам его таким, каков он есть. Это происходит благодаря тому, что мы видели, как персонаж менялся на каждом эмоциональном уровне. Итак, как создать в романе медленно развивающийся конфликт? Для начала, когда вы работаете над сюжетом, всегда помните о необходимости медленно развивающегося конфликта. Препятствий и проблем на пути вашего персонажа должно становиться больше, а сила давления обстоятельств увеличиваться.

Композиция произведения. Композицией называется построение художественного произведения, соотнесенность всех частей произведения в единое целое. Для изображения картины жизни писатели используют различные элементы композиции: заглавия, эпиграфы, лирические отступления, вводные, вставные эпизоды, сюжет, портрет, пейзаж, окружающую обстановку.

События не всегда подконтрольны нам. Но мы всегда можем контролировать свое понимание этих событий и свою реакцию на них. "Iuppiter iratus ergo nefas".

Аватар пользователя Анна Проценко
Оффлайн
Регистрация: 10.05.2012

Кстати, тоже неплохие советы!

The Mowgli's - San Francisco.

Аватар пользователя Черепаха дипломат
Оффлайн
Регистрация: 06.09.2011

Хороший повод задуматься.

Ирина Каденская (не проверено)
Аватар пользователя Ирина Каденская

Да, интересная инфа. Спасибо, что выложили!
Хотя, не совсем согласна, что в произведении может быть только одна идея.

Аватар пользователя Фентезёр
Оффлайн
Регистрация: 19.12.2012

Я не знаю, друзья, каноны - это всё отлично и замечательно...
а вот для меня подспорьем была книжка великого Стивена Кинга "Как писать книги"...)кто не читал - советую...
"Пиши правду, пиши о том, что знаешь и поменьше проклятых причастий!"))))))))

Аватар пользователя Шванов Георгий
Оффлайн
Регистрация: 28.03.2012

Такое чувство, что, после как Дж. Р. Р. Толкиен и Льюис создали миры Средиземья и Нарнии, каждый уличный пустомеля решил, будто может создать собственное, великое и оригинальное произведение в жанре фэнтези.

Беда только в том, что все эти "великие и оригинальные" творения на деле оказываются жалким подражанием. Честно скажем, нас от них уже настолько тошнит, что мы создали этот список кратких комментариев, который может быть служить для проведения экзаменов. Мы полагаем, что, если вам приспичило написать фэнтезийный роман, вначале следует пройти этот экзамен. Даже один единственный ответ "да" на любой из наших вопросов означает провал, и вы можете сразу отказываться от своей "перспективной" затеи.

ЭКЗАМЕН

1. На первых 50 страницах вашего произведения ничего важного не происходит?

2. Ваш главный герой - выходец из деревни, но родители его неизвестны?

3. Главный герой - наследник трона, но сам про это не подозревает?

4. Ваше творение повествует о молодом герое, который взрослеет, обретает невероятные способности и, наконец, побеждает супер-пупер плохого дядьку?

5. В вашем произведении рассказывается о походе на край света за древним артефактом, который спасет мир?

6. А как насчет того, кто способен этот самый мир погубить?

7. Сюжет вашей книги закручен вокруг древнего пророчества об Избранном, который спасет мир, а с ним и всех остальных, возглавив Силы Добра?

8. Есть в вашем произведении хоть один персонаж, существующий исключительно для того, чтобы неожиданно появляться и снабжать персонажей информацией?

9. Один из ваших персонажей на самом деле замаскировавшийся бог?

10. Главный, злобный, супер-пупер плохой дядька в тайне является отцом главного героя?

11. Вашим миром правит добродушный король, которого водит за нос злобный колдун?

12. Фраза "забывчивый маг" описывает хотя бы одного из персонажей вашего романа?

13. А как насчет "могучего, но туповатого и добродушного воителя"?

14. А нет ли там "мудрого, загадочного волшебника, отказывающегося полностью посвятить персонажей в план действий в виду каких-то собственных, загадочных причин"?

15. Женщины в вашем произведении проводят уйму времени в тревогах о своем внешнем облике, особенно когда рядом появляется мужчина?

16. Хотя бы одна женщина введена в роман только затем, чтобы ее вначале похитили, а потом спасали?

17. Хотя бы одна женщина существует в тексте только для того, чтобы представлять идеалы феминизма?

18. Подходят ли хоть к одной женщине в книге слова: "неуклюжая кухонная девка, куда лучше управляющаяся со сковородой, чем с мечом"?

19. А слова "бесстрашная воительница, которой куда больше подходит меч, чем сковорода"?

20. Можно ли хоть одного персонажа в вашей книге описать как "сурового гнома"?

21. А что скажете о полуэльфе, разрывающимся между свой человеческой и эльфийской кровью?

22. А не сделали ли вы эльфа и гнома неразлучными друзьями, просто в качестве оригинального хода?

23. Все персонажи, ростом менее полутора метров, существуют только для комических ролей?

24. Вы уверены, что корабли служат только для двух дел: рыбалки и разбоя?

25. Вам неведомо, когда начали использовать сеновязалку?

26. На нарисованной вами для романа карте существуют такие места, как "Выжженные Земли", "Лес Ужаса", "Пустыня Отчаяния", или что хоть что-нибудь, содержащее слово "Погибель"?

27. Пролог вашего произведения невозможно понять, пока не прочитаешь всю книгу... а может быть и потом - не очень?

28. Это первая книга в запланированной трилогии?

29. А что насчет пяти- и десятилогий?

30. Ваше произведение толще, чем нью-йоркская телефонная книга?

31. В предыдущей книге ровным счетом ничего не происходит, но вы объясняете это тем, что до развязки вас отделяет еще много книг?

32. Вы уже пишите приквелы к еще даже не начатым книжным сериям?

33. Вас зовут Роберт Джордан, и чтобы добраться до этого пункта вы брехали как шелудивый пес?

34. История основана на приключении, которое вы отыгрывали в денжене?

35. В вашем произведении есть персонажи, перенесенные в сказочный мир из реального?

36. Хотя бы у одного из ваших главных героев в имени есть апостроф?

37. Хотя бы у одного из основных персонажей имя заметно длинее трех слогов?

38. Вам не кажется странным, что описывая двух персонажей из одной маленькой, изолированной деревушки, вы одного называете "Тим Умбер", а второго - "Белтузалантал аль'Гринскок"?

39. В вашем мире обитают орки, эльфы, гномы и полурослики?

40. А "оркены" или "гномусы"?

41. Названию одной из ваших рас предшествует префикс "полу-"?

42. В одной из частей вашего произведения персонажи срезают путь, спускаясь в древние шахты гномов?

43. Вы описываете батальные сцены после того, как разыграете их в своей любимой RPG?

44. Вы сделали описание всех своих основных персонажей, ориентируясь на параметры в своей любимой RPG?

45. Вы пишите эту книгу по заказу от компании "Wizards of the Coast"?

46. Трактиры в вашем произведении существуют только для того, чтобы персонажам было где подраться?

47. Вам кажется, что вам все известно о феодализме, но самом деле это совсем не так?

48. Персонажи большую часть времени заняты тем, что путешествуют туда-сюда-обратно?

49. Один из ваших персонажей может рассказать остальным что-то, что поможет им в их путешествии, но не станет этого делать, поскольку не хочет, чтобы они загубили план?

50. Ваши волшебники произносят заклятия, в которых безошибочно угадываются "fireball" или "lightning bolt"?

51. Вы хотя бы раз используете в своем произведении термин "мана"?

52. Вы пользуетесь термином "чешуйчатая кольчуга"?

53. И, да помоги вам Небеса, неужели вы использовали термин "единицы жизни|hit points"?

54. Вам неизвестно, сколько весят золотые монеты?

55. Вы уверены, что лошадь может целый день напролет скакать галопом?

56. В вашем произведении кто-нибудь: вначале два часа кряду рубится с врагами, облачившись в пластинчатый доспех, затем скачет на лошади еще четыре часа, после чего у него хватает сил учтиво соблазнить на постельные утехи похотливую официантку?

57. У вашего персонажа есть волшебный топор, молот, копье или еще какое-либо оружие, возвращающееся к нему после того, как он его метнет?

58. В вашей книге кого-нибудь протыкают насквозь ятаганом?

59. Кого-нибудь в вашей книге протыкают насквозь, несмотря на то, что он облачен в пластинчатую броню?

60. Вы уверены, что все мечи весят не менее пяти килограмм?

61. Ваш герой влюбляется в неприступную прекрасную даму, которую, в конце концов, берет-таки приступом?

62. Большая часть шуток в вашем произведении основана на игре слов?

63. Ваш герой способен выдержать множество ударов фэнтезийным аналогом десятикилограммовой кувалды, но, по-прежнему, боится хрупкой девушки с ножиком?

64. Вы в самом деле уверены, что человеку, чтобы издохнуть, как правило требуется больше одной стрелы в грудь?

65. Вы не имеете представления о том, что тушеное мясо готовится несколько часов, и что его нельзя называть "не бог весть что, но в дороге сойдет"?

66. В вашем произведении встречаются кочевые варвары, обитающие в тундре и глушащие один бочонок медовухи за другим?

67. Вы уверены, что "медовуха" - это просто такое забавное название для пива?

68. В вашем произведении множество различных рас, каждая из которых обладает в точности одним государством, одним правителем и одной религией?

69. Наиболее дисциплинированное и многочисленное объединение людей в вашем мире - воровская гильдия?

70. Главный злодей казнит верных слуг за мельчайшие проступки?

71. Вы повествуете о воинах, которые постоянно лезут в драку, но таскают повсюду за собой барда, который совсем не умеет сражаться, зато классно играет на лютне?

72. "Обычный" - это официальный язык в вашем мире?

73. Все окрестности в вашем произведении напичканы гробницами и склепами, которые ломятся от всевозможных магических артефактов и которые никому не пришло в голову разграбить за прошедшие несколько сотен лет?

74. Ваше произведение всего-лишь краткий пересказ "Властелина колец"?

75. А теперь перечитайте эти пункты еще раз и отвечайте честно!!!

Жили. Были. Ели. Пили.
Воду в ступе толокли.
Вкруг да около ходили,
Мимо главного прошли.
Будь проклято мое косноязычие!

Аватар пользователя СИРена
Оффлайн
Регистрация: 31.10.2011

Всё, пойду повешусь с горя. У меня несколько "да"!
И я не знаю, когда начали использовать сеновязалку!!!

События не всегда подконтрольны нам. Но мы всегда можем контролировать свое понимание этих событий и свою реакцию на них. "Iuppiter iratus ergo nefas".

Аватар пользователя Фентезёр
Оффлайн
Регистрация: 19.12.2012

Георгий, рыдаю))))))))

Аватар пользователя L'jos
Оффлайн
Регистрация: 27.01.2014

На нарисованной вами для романа карте существуют такие места, как "Выжженные Земли", "Лес Ужаса", "Пустыня Отчаяния", или что хоть что-нибудь, содержащее слово "Погибель"?



Вот глупость же. Конечно, существуют. Ибо названия этим землям дают люди, а людям свойственно давать чему-то говорящие названия. Логику надо соблюдать.
А в целом - забавненько. Но я, походу, тоже пролетаю, ибо вовсе не знаю, когда начали использовать сеновязалку(((

Aut Caesar, aut nihil.

Аватар пользователя Скарм
Оффлайн
Регистрация: 10.08.2012

Не надо воспринимать эти советы буквально. Если бы им следовали в точности, то никогда бы не появились ярчайшие творения в жанрах фантастики и фэнтези.

Если ты говоришь с Богом - это молитва; если Бог говорит с тобой - это шизофрения.

Аватар пользователя L'jos
Оффлайн
Регистрация: 27.01.2014

Не надо воспринимать эти советы буквально. Если бы им следовали в точности, то никогда бы не появились ярчайшие творения в жанрах фантастики и фэнтези.



Я и не воспринимаю, в целом-то. Просто конкретно этот пункт, бьюсь об заклад, написан серьезно.

Aut Caesar, aut nihil.

Аватар пользователя Фентезёр
Оффлайн
Регистрация: 19.12.2012

А ваще, мне пришла идея - взять и использовать все 75 штампов)))))

Аватар пользователя Виктория Ольгина
Оффлайн
Регистрация: 30.01.2012

Молодец, Дима. Я думаю, у Вас получится.

Ольга

Секрет покоя заключался в наипростейшей из идей: не принимайте близко к сердцу ... людей.

Аватар пользователя Скарм
Оффлайн
Регистрация: 10.08.2012

Да ну. Эти штампы доведены до абсурда. если писать, ориентируясь на них, то получится...я даже не знаю что.

Если ты говоришь с Богом - это молитва; если Бог говорит с тобой - это шизофрения.

Аватар пользователя L'jos
Оффлайн
Регистрация: 27.01.2014

А ваще, мне пришла идея - взять и использовать все 75 штампов)))))

Дьявольщина выйдет)))

Aut Caesar, aut nihil.

Аватар пользователя darina_stark
Оффлайн
Регистрация: 12.11.2012

Рыдаю... У меня тоже несколько "да".

18. Подходят ли хоть к одной женщине в книге слова: "неуклюжая кухонная девка, куда лучше управляющаяся со сковородой, чем с мечом"?
19. А слова "бесстрашная воительница, которой куда больше подходит меч, чем сковорода"?

Вот уж не знала, что все женщины одинаково хорошо управляются и с мечом, и со сковородой...

А ваще, мне пришла идея - взять и использовать все 75 штампов)))))

Я в Вас верю! Безумно интересно на этот коктейль посмотреть...

Мир, вероятно, спасти уже не удастся, но отдельного человека всегда можно.
(с) Иосиф Бродский

Аватар пользователя СИРена
Оффлайн
Регистрация: 31.10.2011

Да, и я хотела бы почитать штампованный рассказ.

События не всегда подконтрольны нам. Но мы всегда можем контролировать свое понимание этих событий и свою реакцию на них. "Iuppiter iratus ergo nefas".

Аватар пользователя Lensky
Оффлайн
Регистрация: 26.01.2012

А эти штампы можно "горячими клавишами" на компе забить?
Блин! Я бы так продвинулся с новым сюжетом Smile))

Михаил Ленский