Полезные советы от Юрия Никитина:
- Концовки глав должны быть отборными.
Нужно подтесывать главы, то в середине, то в конце, то просматривая концовки глав, чтобы сделать их ярче.
- Начало главы должно быть ярким, чтобы «цепляло» читателя с первых строк.
- Ключевое слово ставится всегда в конце фразы.
В русском языке, в котором нет жесткой английской системы закрепления слов в предложении, даже на бумаге сохраняется удивительная свобода интонации. В зависимости от того, куда всобачите слово, меняется смысл.
Пример: «У попа была собака». Все понятно: поп являлся владельцем собаки, а не кошки или другой живности. Если же слова переставить: «У попа собака была», то сразу тоже все понятно. Была да сплыла. Или «Собака была у попа». Все ясно! А у попадьи – коза или зебра.
- Правило: не вешать на каждое дерево табличку с надписью «Дерево».
То есть вычеркнуть длинное и занудное объяснение, без которого и так все понятно. Это вредит самой ткани произведения, снижает динамику.
- Создавайте миры… интересные.
Захватывающие. В которых интересно жить. В которых вы станете жить лучше. Все остальные требования – мусор.
- Благополучный герой не интересен.
Прием в том, что героя три четверти произведения бьют, топчут, обижают, он сам то и дело стукается мордой о дверь, ничего не понимает.
За это время читатель проникается сочувствием, но и наполняется жаждой мщения.
Потом герой расправляется с обидчиками. Пример: «Одиссея».
- В русском языке 29 времен. Вот часть из них:
Прошедшее время:
Прошедшее длительно повторяющееся, давно прошедшее: хаживал, куривал, любливал, пивал.
Непроизвольное мгновенное энергичное: приди.
Императивное – приходил, результативное – пришел…
Прошедшее время может быть как совершенного вида – махнуть, так и несовершенного – махать.
Есть непроизвольное – и махни, произвольное – мах… рукой, к примеру.
Давнопрошедшее – махивал, начинательное: ну махать…
Настоящее время:
Общее – планеты обращаются вокруг Солнца, Вселенная расширяется, и тому подобное.
Активное – она красит губы, орел со мною парит наравне.
Будущее время:
Совершенное – махну, несовершенное: буду махать.
- Трагедия – когда обе стороны правы.
Пример: «Антигон».
- Литературные приемы:
Сравнение и преувеличение.
Пример: нос как у Пеликана.
- Не умножайте ни героев, ни событий без острой необходимости.
«Трое» - оптимальный вариант.
- В изображении героев нет мелочей. Все должно работать на их индивидуальность. Внешность, характеры, одежда, даже имена и клички.
Имена должны быть разными даже по визуальному ряду: длине, разным окончаниям, ударениям.
- Расширяйте язык, используйте все средства для окраски.
- Боритесь с гусеницами везде и всюду!
Фразы-гусеницы нужно исправлять.
Текст, станет лучше на порядок.
Пример такого насекомого:
«Лесса нашарила в соломе сандалии, встала, машинально стряхнула с волос сухие стебли и заплела нечесаные космы в тяжелый узел на затылке».
Т.е. еще на начальном этапе писатель должен уходить от этого унылого перечисления действий: нашарила, встала, стряхнула, заплела… конечно, наши авторы в этой области вообще виртуозы, я видывал шедевры и по пятнадцать подобных члеников в ряд, но дойдет очередь и до них, никакой дискриминации, беру просто подряд, тыкая курсором.
Пример, как фраза могла бы звучать лучше, не меняя смысла: «Лесса нашарила в соломе сандалии, ее пальцы машинально стряхнули с волос сухие стебли, она заплела нечесаные космы в тяжелый узел на затылке». Т.е так обретается некоторая выпуклость, объем.
И конечно же, мы совершенно не видим этой Лессы. Старая ли, молодая, толстая или худая, высокая или дюймовочка, блондинка или брюнетка, чешется ногтями или плавниками… правда, «стройное тело» автор упомянул, но слишком уж вскользь, оно проходит незамеченным.
А внешность надо давать как можно скорее, а то любой автор все равно вспомнит, что надо наконец сообщить, что эта Лесса – высокая блондинка, увы – поздно, я уже представил себе миниатюрную брюнетку монгольского типа, и теперь мне предстоит конфликт восприятий…
- Сорняки:
Свой, своим, своей.
Был, было, была, были.
Он, его, ее, их.
Мой, моя, мои.
Все, это, уже, однако, вдруг, внезапно, ибо, только, что-то
Который, которые, которая
Неподвижно, послышался, донесся (лось, лись), прозвучал (а,о)
Стоял, стояла, стояли,
На него, на нее, на них, там
Сорняки нужно пропалывать.
- Нужно употреблять слова не обиходные, а редкие, яркие.
- Отзыв о вашем произведении должен быть один: рекомендуем к изданию массовым тиражом.
- Одного фантастического допущения вполне достаточно.
Так появляется возможность описать его со всех сторон.
- Очень важно:
Описание места действия, природы, погоды, времени суток и прочих мелочей, надо вкраплять в экшен.
- Не злоупотреблять причастными и деепричастными оборотами.
Деепричастный оборот – всего лишь уточнение, бывает необходимым, но чаще всего показывает беспомощность автора, который все время уточняет, поправляет сам себя.
- Программа фоторобот поможет для создания образа героя.
- Любой материал сдается.
Что пишется легко, то читается трудно.
- Наша память отбирает для запоминания не умное, а эмоциональное.
- Женщина в произведении всего лишь функция.
- Писать нужно образно.
Не сообщаете а-ля журналист, что произошло («рассердился», «обрадовался», и прочее), а рисуете («нахмурился», «растянул рот до ушей» и пр.).
Сообщение о событии – это журналистика, показ события – литература.
- Пять чувств (обоняние, слух, осязание, зрение, вкус). Все это читатель должен чувствовать.
- Мера романа – сдвиг в характере.
Главный герой должен поменять характер в ту или иную сторону, заодно и внешность.
- Старайтесь начинать с поиска новой идеи. Потом тема. Можно и то и другое сразу.
- Укорачивайте фразы, чтобы «словам было тесно, а мыслям просторно».
Длинное слово заменить коротким синонимом.
- Экшен.
Эстетическое должно быть динамичным.
- Спорадическое в жизни – постоянное в литературе.
- Не только большой роман, но и повесть, рассказ, даже юмореску можно написать кусками: хоть с конца, хоть с середины.
- Виртуозное владение языком – доведенное до совершенства трудолюбие посредственности.
- Не нужно писать глаголы в прошедшем времени, если действие происходит в настоящем, вот сейчас, в данную минуту, перед глазами героя.
Пример: «Побежал», «полетел» - заменить «бежит», «летит».
- Нужно приучить себя к систематической работе. Без нее нет писателя.
- В произведении должен быть достоверный конфликт. Т.е. из-за чего происходит вся бодяга.
- Без идеи нет произведения.
Поэтому не стоит ничего начинать, пока не определитесь ясно и четко: для чего, зачем, что именно хотите сказать и на какие свершения подвигнуть читающего?
- Литература – это новые темы, идеи, образы, характеры.
- Принцип: поучай развлекая.
- Не мешает еще вспомнить о температуре, день сейчас или ночь, а то в большинстве произведений вовсе не понятно: зимой или летом, на ветру стоят или сидят на корточках, да вообще – самцы или самки? Заодно нужно бросать взор в сторону, чтобы дать ощущения 3-D.
- Если создаете героический образ, то все шуточки, иронию и прочие признаки юморения, явные и неявные, - искоренять нещадно.
- О филигранности текста.
Вырабатывайте иммунитет к требованиям очень уж настойчивых ребят из позапрошлого века, что твердят о безупречности текста.
- Стройте нечто оригинальное. Так труднее, но вас заметят.
- Нужно уметь недоговаривать и держать в напряжении сюжет.
- Утверждение всегда сильнее, чем отрицание.
Всегда. Не боритесь с этой закономерностью нашей психики, используйте ее.
В литературе нельзя говорить: «… тут не было шикарного леса», иначе читатель тут же увидит этот самый проклятый лес, а надо сразу подавлять сознание читающего картинкой: «… мы ехали по голой степи» (плыли по морю», «двигались через пустыню…»).
Надо сразу в лоб – отчего не спится юному ковбою.
- «го-го», «го-ог» - дурной тон
Читал советы Ю. Никитина раньше и постоянно перечитываю. Очень дельные наставления!
- Женщина в произведении всего лишь функция.
Что-то не въехал с пониманием
Может кто уточнит - что за базар?
Наверное, Никитин не любит женщин.
Как раз читаю книгу Никитина. Хотела кинуть сюда, а тут оказывается советы его есть.
Михаил, вот про женщин ссылочка, в книге подробно расписано.
http://bookz.ru/authors/urii-nikitin/kak-stat_276/page-8-kak-stat_276.html
Вырабатывайте иммунитет к требованиям очень уж настойчивых ребят из позапрошлого века, что твердят о безупречности текста.
Пичаль..)))
Прием в том, что героя три четверти
произведения бьют, топчут, обижают,
он сам то и дело стукается мордой о
дверь, ничего не понимает.
За это время читатель проникается
сочувствием, но и наполняется
жаждой мщения.
Потом герой расправляется с
обидчиками.
Женщина в произведении всего лишь
функция.
Прием в том, что героя три четверти
произведения бьют, топчут, обижают,
он сам то и дело стукается мордой о
дверь, ничего не понимает.
За это время читатель проникается
сочувствием, но и наполняется
жаждой мщения.
Потом герой расправляется с
обидчиками.
Кстати, этот приём меня уже заколебал в разных фильмах и сериалах голливудского производства. Особенно раньше они этим приёмом увлекались. Теперь, наверное, им поднадоел. Начали появляться фильмы типа Перевозчика, Хитмена или Агентов АНКЛАВа, где герои изначально крутые.
Особенно раньше они этим приёмом
увлекались. Теперь, наверное, им
поднадоел. Начали появляться
фильмы типа Перевозчика, Хитмена
или Агентов АНКЛАВа, где герои
изначально крутые.
енто да
суть одна. Меняются только актеры и "декорации".
- Виртуозное владение языком – доведенное до совершенства трудолюбие посредственности. -
Обескураживает однако, а я то всегда стремился к отточенности...,но ещё Гумилёв сказал -
"Высокое косноязычие тебе даруется, поэт"
Может действительно, косноязычие - признак поэтического дара, как и шизофрения у художников?
Что-то Никитин не то советует, я смотрю...
И вообще, кто это?
https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Никитин,_Юрий_Александрович
Он советует как писать так, чтобы ваши книги покупались. Грустно, но людям сейчас похоже интересно именно экшен.
Грустно, но людям сейчас похоже интересно именно экшен.
Давайте грустить вместе, Ирина. Никогда не интересовалась экшеном, и мне кажется, что массовый читатель им тоже пресытился. Нам психологизм подавай. Учиться, я думаю, лучше на положительных примерах: Толстом, Бальзаке, Маркесе... А лучше всего - создать собственный жанр!
людям сейчас
Людям всегда.
Людям всегда.
Вот здесь согласна с Вами, Дмитрий! Причём, ещё со времён средневековых "рыцарских романов". И тем не менее История донесла до нас и "Декамерон" Боккаччо, и "Дона Кихота Ламанчского" Сервантеса, и "Приключения Гулливера" Джонатана Свифта. Значит, всё-таки была во все века аудитория, которой было интересно что-то, кроме 3-х самых популярных коллизий современного телешоу-и-издательского бизнеса: "Загляни в чужую постель. Загляни в чужой кошелёк. Загляни в чужую тарелку".
Жив, курилка... заинтересованный читатель!
Значит, всё-таки была во все века аудитория, которой было интересно что-то, кроме 3-х самых популярных коллизий современного телешоу-и-издательского бизнеса: "Загляни в чужую постель. Загляни в чужой кошелёк. Загляни в чужую тарелку".
Жив, курилка... заинтересованный читатель!
Жив, жив. По читателю мы уверенно двигаемся к середине 18-го века. По писателям, впрочем, тоже.
Что-то Никитин не то советует, я
смотрю...
И вообще, кто это?
гы-гы-гы! Над у автора темы спросить.
А я сама не знаю. Носятся все с ним, как с писаной торбой, и я подключилась. Некоторые советы у него умные, а некоторые глупость. Как у Жириновского.
Некоторые советы у него умные, а некоторые глупость. Как у Жириновского.
Значит, надо фильтровать
Ну я и отфильтровала, что смогла.
А я сама не знаю. Носятся все с ним, как с писаной торбой, и я подключилась.
Эх, Ирена, я тут недавно в книжном такую книжечку видела, не помню точно название, типа "Советы писателю от Льва Толстого, Антона Чехова и кого-то там ещё", так и то не купила. Потому как не писали Толстой и Чехов никаких руководств, некогда им было. А вы говорите - Никитин!
Антон Палыч Чехов однажды заметил,
что умный любит учиться, а дурак - учить.
Сколько дураков в своей жизни я встретил!
Мне давно пора уже орден получить.
Булат Окуджава
Вы вон сами, небось, не по учебникам учились, а по жизни и книжкам хорошим. Товарищеская взаимопомощь, опять же .
Как у Жириновского.
Жирик - это цепной пес.
И рычит, когда ему позволяют
"Загляни в чужую постель. Загляни в чужой кошелёк. Загляни в чужую тарелку".
Инесса, по-моему, вот как раз-таки у Боккаччо в "Декамероне" именно этот девиз.
- Виртуозное владение языком – доведенное до совершенства трудолюбие посредственности.
Однако! Вся жизнь нАсмарку насмАрку.
Спасибо, Юра, и прости.
Инесса, по-моему, вот как раз-таки у Боккаччо в "Декамероне" именно этот девиз.
О, нет, Дарина, не согласна. Декамерон - это сборник новелл в прозе и баллад в стихах, объединённых одной темой: торжество жизни над смертью. Сюжет - пир во время чумы молодых итальянских аристократов, в конечном счёте обречённых от этой самой чумы умереть, которые рассказывают по кругу. Действительно во многих новеллах высмеиваются развратные монахи и монашки, жадные купцы и лживые супруги, но множество примеров бессмертной любви, перекочевавших потом в европейский эпос: сказки о Спящей Красавице и Короле Дроздобороде, пьесы Шекспира, стихи Ронсара и Вийона, псевдоисторические романы Дюма-отца и т.д. Есть новеллы о торжестве чел.разума над силами природы и пр. Так и про Церковь - это ж надо было осмелиться так написать в то время! Недаром книги Боккаччо сжигала инквизиция.
Декамерон - непростое чтение, это не женские романы или экшен, а литература барокко. Но вам-то, осилившей Илиаду в переводе Гнедича, оно будет и под силу, и по нраву - уверена!
Я читала Боккаччо, правда, признаюсь, не все сто новелл - на все меня не хватило, к сожалению. Может, как-нибудь спустя время попробую раз перечитать и пересмотрю свои впечатления, но на данный момент не удалось проникнуться.
Но обратите внимание, что в своем вступительном слове Бокаччо определяет "Декамерон" именно как книжицу для увеселения, прежде всего - дам, вынужденных сидеть целыми днями взаперти и грустить.
Я согласна с тем, что сюжеты новелл очень ощутимо повлияли на дальнейшую литературу (хотя и сам Боккаччо многие сюжеты перенял у своих предшественников и у народа), и сатира там есть, и торжество жизни над смертью, а некоторые даже модель идеального общества видят в десяти молодых людях и их образе жизни, но есть "но".
Считается, что идея всех этих новелл - утвердить гуманизм (который в эпоху Ренессанса только зарождался), показав "человеческое в человеке", обыденные жизненные ситуации и пороки без осуждения. Так что, несмотря на свою тематику, всё равно новеллы по большей части - действительно самое настоящее подглядывание. А учитывая широкую тематику, то это подглядывание и в постель, и в тарелку, и в кошелек.
Молодые люди той эпохи, кстати, любили почитывать "Декамерон" именно за это.
Но, конечно, новеллы собраны самые разные... В некоторые "дни Декамерона", действительно, я не могла отделаться от чувства, что заглядываю в замочную скважину; другие тут же вылетели из головы; а есть и такие новеллы, которые прочитала с удовольствием, хочу даже пару сюжетов в стихах обыграть (хотя бы о несчастном Федериго и его соколе, ну до чего же красивая история!).
Вы, молодец, Дарина, нашли для Декамерона самоё нужное слово - именно гуманизм, с большой буквы.
На самом деле, когда писала свой первый пост про "подглядывание" имела ввиду низкопробные образцы этого жанра, типа реалити-шоу на ТВ и "биографических" статей о звёздах в жёлтой прессе.
В хорошей большой литературе в таком подглядывании нет ничего плохого! Взять, например, моего любимого Льва Толстого. "Война и мир" - первый в мире роман-семейная хроника на фоне исторических событий. Из этого романа Толстого выросли и "Сага о Форсайтах" Голсуорси, и все мыльные оперы, начиная с "Санта Барбары".
"Анна Каренина" - первый в мире психологический роман о любви и браке, а уж в нём столько всего "подсмотрено": тех "мелочей", из которых и состоит человеческая жизнь.
Если честно, то "подглядывать" я и сама люблю! Но далеко не во все замочные скважины.