Блог портала New Author

04. Живой уголок. Глава 4 - Хлопоты

Аватар пользователя цыганенко сергей
Рейтинг:
1

Теперь Ване, который продавил-таки своим авторитетом идею о живом уголке со змеями предстояло выполнить более сложную задачу. Цуканов должен был уговорить Татьяну Васильевну поддержать их более чем сомнительную идею.
Но все решилось само собой, дочь учительницы родила раньше положенного срока и классная руководительница 5-6 срочно укатила в Ригу, предоставив ребятам самим обустраивать живой уголок. Этой неожиданной удачей и решили воспользоваться Цуканов с Кочурским. Татьяна Васильевна взяла отпуск за свой счет на семь дней, следовательно, требовалось за неделю завести змей и сделать это незаметно от учеников других классов и учителей. Ваня считал, что им удастся создать шикарный террариум в школьных условиях и пораженным педагогам ничего другого не останется, как только смириться с змеиным соседством. Как говорится – победителей не судят.
В подсобке уборку сделали в понедельник. Девочки отмыли окно от многолетней грязи и принялись за пол, мальчики, тем временем вернули поломанных скелетов «на базу» - в кабинет анатомии и занесли из подвала все четыре стеклянных террариума. Уже третий день ученики 5-б были в центре внимания всей школы, весть о новом живом уголке, к тому же принадлежащему отдельному классу, моментально разнеслась среди ребят.
Лешу и его друзей выпытывали о животных, которые будут обитать в бывшей подсобке, и когда откроется новый живой уголок. Одноклассники хмуро отмалчивались, еще в парке было решено хранить в тайне их идею с ужами. Изнывающие от любопытства ребята хвостом ходили за такими известными болтунами, как Лубянский и Горский, но даже эти несерьезные личности хранили молчание.
На третьем уроке была биология и Лариса Львовна предложила ребятам помощь в обустройстве живого уголка. Учительница тоже спросила про будущих обитателей подсобки, но ничего вразумительного от детей не услышала:
- Татьяна Васильевна этот вопрос будет решать с директором – сказал Цуканов, – там существуют определенные ограничения, хомяков, например, точно нельзя будет там держать, ну и свинок разных тоже.
- Хомяков? – учительница биологии чуть не упала со стула. – Я вас умоляю ребята, кого угодно, только не их!
- Не будем, – успокоил Кочурский и вкрадчиво добавил, – может маленького ужика заведем, террариум в подвале есть, целых четыре – сказав это он пытливо посмотрел на Ларису Львовну, проверяя ее реакцию.
- Ну что же, – облегченно вздохнула учительница, – ужи не хомяки, от них большой беды не будет, только парами их в террариум не садите, а то потомство появиться.
- Ну и что? – облегченно сказал Цуканов, – мы их весной в лес выпустим в дикую природу.
- Какие вы молодцы, – расцвела Лариса Львовна. – Я вами горжусь! – если бы учительница знала, что произойдет через очень короткий срок, то вряд ли так сильно радовалась.
Весь оставшийся урок она только то и делала, что рассказывала про ужей. Оказалось, что они хорошо плавают и могут находиться под водой до получаса, а однажды моряки заметили ужа на расстоянии тридцать километров от берега. Эти змеи не боятся человека и быстро привыкают к хозяину, если живут в неволе, и даже корм берут из его рук.
Будучи сами земноводными ими же и питаются. Основная их еда — это лягушки, ящерицы и саламандры, ребята об этом уже знали от Кочурского, но можно кормить их и другой пищей, рыбой и даже мясом. Услышав это, одноклассники приободрились, ловить жаб и червяков им совсем не хотелось. В общем, когда урок закончилась, дети вышли из кабинета биологии еще больше укрепившись в своем желании создать первый в городе школьный террариум. Ведь даже Лариса Львовна спокойно отнеслась к появлению в живом уголке змей, правда речь шла только об одном или паре ужей, но ребята не придали этому значения. Учительница рассказала про этих представителей фауны много, но не сказала главного, о том, как сложно содержать их в домашних, а тем более в школьных условиях. Что ужи очень чувствительны к температурным перепадам и многое другое. Но в конце концов она была обычной учительницей биологии, а не специалистом по гадам, и ей и в страшном сне не могло привидеться, что ученики 5-б класса собираются поселить в живом уголке целых двадцать змей.
- Надо четыре лампы из дома принести, – озабоченно сказал Цуканов на переменке, – слышали, как Лариса рассказывала про температурный режим, один конец террариума должен быть теплее другого.
- Настольные лампы мы найдем, это не проблема, – вздохнул Леша, – у нас на антресолях две старые лежат, беда в другом – розетка в подсобке только одна.
- Я удлинитель из дома принесу, – успокоил Хоруженко.
- А вдруг пробки выбьет, – не унимался Кононенко, – шутка ли, сразу четыре светильника включим.
- Вдруг, вдруг, – передразнил мнительного Лешу Андрей, – если выбьет, тогда и будем думать, что делать дальше. Когда твой дед змей привезет? – обратился Хоруженко к Кочурскому.
- Послезавтра, в среду, – Качур понизил голос, – кто-то из наших «стукнул», что мы змей в уголке держать станем.
- И что? – насупился Цуканов.
- Вроде не верят, – осторожно сказал Кочурский, – думают мы их «разводим», чтобы правду скрыть.
- Ну и хорошо, – облегченно выдохнул Ваня, – пускай пока остаются в неведении. В подсобке все убрали?
- Чистота идеальная, – отчиталась Оля Слюсар, – как в аптеке.
Цуканов обрадованно кивнул и улыбнулся девочке, пока все шло по плану. Ребята почти на каждой перемене уединялись в глухих школьных тупиках и решали постоянно возникающие проблемы. Трава для террариумов, поильники для ужей, график уборки в живом уголке, замена ламп накаливания, ремонт единственной разболтанной розетки и многое другое, все это приходилось решать на ходу, в обстановке полной секретности, ведь о будущих обитателях живого уголка не знали не только учителя, но даже никто из ребят других классов.
Наступила среда. После окончания уроков весь класс с нетерпением ожидал своих новых питомцев. Кочурский сильно нервничал, суетился и поминутно спрашивал время у Цуканова, его дед задерживался, а ребята хотели есть, да и домой пора уже было всем.
Наконец возле школьных ворот остановился белый «Запорожец», его мотор натужно чихал, а из выхлопной трубы с треском вылетал противный белый дым. Машина последний раз выстрелила и из нее вылез однорукий дед Степан. Конечность он потерял давно, еще на войне, когда партизанил на Киевщине. По словам Качура, его дед убил сто немцев и подорвал пять эшелонов с танками и самолетами. Ребята не сильно верили Кочурскому, считая, что тот попросту врет, но в глаза ничего не говорили.
Дед Степан, в отличие от мелкого внука, обладал богатырской фигурой и широкими плечами. Несмотря на отсутствие одной руки, он всю жизнь проработал в колхозе под Ржищевом пасечником, и в дополнение к военным наградам имел еще и медали победителя соцсоревнования. Ребята и раньше слышали об его странных увлечениях от Качура, то лисят найдет в лесу и растит их потом в сарае, то форель начнет разводить в собственной «копанке» на огороде. А однажды, лет десять назад, развелось много волков в лесах. Хищники стали пошаливать и резать колхозный скот, даже на людей пару раз напали. Тогда всех охотников отправили на отстрел этих страшных животных, дед Степан убил волчицу, а ее щенят пожалел, унес с собой тихонько, чтобы не узнали соседи и поселил в летней кухне. Дальнейшую судьбу волчат Кочурский не знал, возможно его странный дед сдал их в зоопарк или попросту выпустил в лес. Теперь старый партизан увлекся змеями, их, по словам Андрея в разное время было у него до сотни особей.
Дед Степан стоял в своем зеленом армейском френче, и привалившись к инвалидному «Запорожцу» пристально изучал окружавших его ребят. Несмотря на суровое лицо, словно вырубленное из камня и густые прокуренные усы глаза у него были добрые.
- Что ребята змейками решили увлечься? – голос у него был очень приятный и не подходил к его суровой внешности. – Хорошую справу придумали, уж – животное правильное, мудрое, только боится его народец, вот со страху и бьет насмерть. Вы то как, не спужаетесь медянок?
- Нет, – за всех ответил Кочурский, – мы деда дождаться их не можем.
Леша подумал, что зря Андрей так безапелляционно отвечает за весь класс. Но ребята, очарованные одноруким ветераном, поддержали Качура:
- Не будем боятся.
- Они ведь не страшные.
- Обычные животные.
- Молодцы хлопцы, – голос деда Степана потеплел, и тут-же спохватившись добавил, – и дивчата – он вытащил из кармана френча коробку «Беломор канала» и достал зубами папиросу, – место теплое приготовили?
- Да, – со знанием дела кивнул Цуканов, последние дни он только тем и занимался, что изучал среду обитания ужей, даже в школьной библиотеке книгу про змей взял, – с помощью настольных ламп будем поддерживать температуру 27-28 градусов с одной стороны террариума и 21-22 градуса с другой. Перед спячкой начнем постепенно уменьшать обогрев на один градус в день.
- Ты прямо профессор, – дед от удивления чуть не выронил папиросу, – наверное ученым станешь как подрастешь?
Польщенный Цуканов расцвел как майская роза и скромно промолчал, ребята посмотрели на Ваню с еще большим уважением. Лешино сердце кольнула зависть к товарищу, не самое хорошее чувство.
- Ну раз так, – бывший партизан спрятал обратно в пачку так и не прикуренную папиросу, – то пойдем в ваш живой уголок змеек поселять. Хотел я вам малость про ужей рассказать, но смотрю, что в пору и самому у вас поучиться.
Он открыл багажник «Запорожца», который оказался, почему-то спереди, и вытащил оттуда большую плетеную корзинку со змеями. Когда Леша впервые увидел гадов на таком близком расстоянии, то в который раз пожалел, что ввязался в эту историю. В лыковой коробке лежало два десятка ужей разного размера и окраса, их длину определить было сложно, змеи сплелись клубком, а добрый дед Степан щедро присыпал пресмыкающихся всевозможными травами.
- «Гаишник» меня на въезде в город остановил, – старый партизан показал в улыбке золотые зубы. – Кажет, покажите документы и откройте багажник. Ну я и открыл, то-то смеху было, сержант чуть в штаны…, ой, - дед Степан прикрыл рот рукой, – чего это я, злякався милиционер и машет палкой, езжай, мол дед дальше. Хорошо хоть вы не боягузы, змеи труса не любят.
Леша с трудом сглотнул и посмотрел на одноклассников, все они были очень бледны и с испугом смотрели на коробку с ужами.
- Вы не думайте, что они всегда такие квелые, – продолжал дед, – просто холодно на улице, вот они и жмутся друг к дружке, а в тепле согреются и начнут ползать, вот тогда с ними и поиграть можно.
Кононенко вдруг понял, что меньше всего на свете ему хочется играть со змеями.
- Тока хлопцы смотрите, – дед поднял желтый от никотина палец, – поначалу ужок вас не знает, может со страху и за палец цапнуть, потом как попривыкнет, вы хоть всю руку ему в пасть суйте – не страшно, а по первой бережитесь.
- Ты же говорил, что змеи не кусаются, – не своим голосом сказал Леша, обращаюсь к Качуру.
- Это разве укус, – вместо внука ответил дед, – ерунда на постном масле, пару дней и шрам заживет. Вот если полоз двухметровый грызанет, это да, опасно, можно без руки остаться.
«Зачем только, я на это согласился», - в ужасе подумал Леша, - «нужно было сразу отказаться, еще тогда, в парке». Ребята угрюмо молчали, искоса поглядывая друг на друга, до них только сейчас стало доходить в какую авантюру они ввязались. Цуканов, как опытный боксер понял критичность ситуации и решил взять инициативу в свои руки:
- Ничего страшного, – как можно убедительней сказал Ваня, – вы посадите ужей в террариум и нам не придется брать их в руки.
- Конечно, я занесу змеек и рассажу их.
- Как же вы ужей понесете одной рукой? – спросил Леша.
- Я все одной рукой делаю краще, чем иные двумя – широко улыбнулся дед Степан и легко подхватил коробку с ужами под мышку. Никто из ребят больше помощи не предлагал.

Рейтинг:
1
Олег Епишин в ср, 18/01/2017 - 18:59
Аватар пользователя Олег Епишин

..." Ребята угрюмо молчали, искоса поглядывая друг на друга, до них только сейчас стало доходить в какую авантюру они ввязались"....
Действительно, авантюра!
Интересно, что дальше будет...

__________________________________

OLEG